Асоциальный человек

Асоциальный человек

Асоциальный человек представляет опасность для общества, поэтому важно знать признаки асоциальности в поведении. Асоциалы есть в каждом обществе. Понимание причин асоциального поведения является необходимым условием исправления человека.

Кто такое асоциальный человек

Асоциальный человек – это тот, кто умышленно нарушает установленные в обществе моральные правила и нормы. Действия такого индивида ориентированы на удовлетворение своих потребностей. Синонимом асоциального поведения является социальное равнодушие гражданина, поэтому у личности асоциального типа мотивация к взаимодействию с окружающими снижена или отсутствует вовсе.

По мнению политиков, асоциальные люди отстают в социальном развитии, не могут добиться успеха в той или иной сфере. Однако при необходимости он ведет себя как социализированный гражданин (если в таком поведении для него есть какая-то выгода).

Асоциальный человек

Асоциальность нельзя приравнивать к преступности, так как криминального звена в поведении асоциальных людей нет. Таких людей можно сравнить с дезадаптантами, так как им хочется изолироваться от общества, этим и объясняется их своеобразное ассоциативное поведение.

Характеристики асоциальной личности

Асоциальный образ состоит из следующих характеристик:

  • низкий уровень ответственности;
  • низкий морально-нравственный уровень, антиобщественные поступки;
  • слабое развитие эмоционально-волевой сферы, эмоциональная черствость;
  • слабое развитие произвольного внимания;
  • трудности в вербализации своих чувств и переживаний;
  • отсутствие совестливости;
  • эгоистичность;
  • патологическая самооценка (заниженная или завышенная);
  • склонность применять манипуляцию в общении;
  • склонность ко лжи;
  • агрессивность, конфликтность;
  • импульсивность;
  • частые перемены настроения без видимых на то причин;
  • харизматичность;
  • лицемерие;
  • замкнутость;
  • социопатия;
  • нарушение пищевого поведения;
  • бессонница;
  • стремление заниматься каким-нибудь видом деятельности в одиночестве;
  • социальные контакты человека сведены к минимуму;
  • круг друзей человека, ведущего асоциальный образ жизни, очень узкий;
  • отсутствие желания произвести приятное впечатление на ту или иную группу людей;
  • склонность к общению с людьми, имеющими отклонения от нормы (наркоманами, алкоголиками).
Круг общения асоциала
Круг общения асоциала

Асоциального человека нельзя считать антисоциальным субъектом, ведь он не ставит цели причинить вред окружающим.

Проявления асоциальности

Признаки асоциальности могут обнаружиться в разное время. Чаще всего примеры такого поведения встречаются в подростковом возрасте, но иногда асоциальная личность заявляет о себе уже в детстве. Также асоциальные явления могут стать следствием тех или иных перемен в жизни взрослого человека.

В детском возрасте

Асоциальными проявлениями в детском возрасте считают:

  • агрессивность и раздражительность ребенка;
  • склонность ребенка закатывать истерики;
  • девиации в поведении, стремление противостоять требованиям взрослых и общества;
  • склонность ребенка обманывать сверстников и родителей;
  • снижение познавательного интереса и учебной мотивации;
  • отсутствие друзей и желания общаться;
  • конфликтность, грубость в общении, драчливость;
  • побеги из дома, бродяжничество, общение ребенка с преступными группировками;
  • склонность к воровству;
  • склонность к шантажу и манипулированию;
  • садистские наклонности;
  • жестокое обращение с животными.

Чтобы негативные признаки не перешли в антиобщественный образ жизни, уже в дошкольном и младшем школьном возрасте нужно начинать психолого-педагогическую коррекцию.

Асоциальная девочка
Асоциальная девочка

В подростковом возрасте

В психологии подростков признаки асоциального поведения представлены шире, чем в любом другом возрасте. Это:

  • низкий социально-психологический статус подростка в коллективе сверстников;
  • слабое развитие коммуникативных навыков;
  • принадлежность к тем или иным субкультурам;
  • музыкальная фанатичность;
  • любовь к риску, совершение необдуманных поступков;
  • отсутствие доверия и искренности в общении с родителями;
  • конфликтное общение с родственниками, отстаивание своих интересов в грубой форме;
  • пренебрежение авторитетом родителей;
  • отказ от выполнения минимального набора обязанностей по дому;
  • слабое развитие познавательного интереса и учебной мотивации, прогулы школьных занятий;
  • взаимодействие с криминальными авторитетами и антиобщественными ассоциациями;
  • совершение противозаконных действий (мелкое хулиганство, воровство, разбойные нападения, насильственные действия);
  • аутоагрессия, самоповреждающее поведение (через физическую боль подросток пытается справиться с душевными переживаниями);
  • суицидальные попытки;
  • ощущение безнаказанности;
  • бродяжничество, беспризорность;
  • беспорядочные сексуальные контакты, склонность к сексуальным извращениям;
  • конформизм.

У взрослых

У взрослых асоциальные элементы в поведении проявляются следующим образом:

  • эгоистичность;
  • стремление самореализоваться и самоутвердиться за счет других людей;
  • отсутствие способности переживать стыд и вину;
  • отсутствие порядка в жизни (частые переезды, отсутствие эмоциональных привязанностей к близким, смена мест работы и сферы труда);
  • отказ от брака и продолжения рода;
  • отказ от алиментных обязательств и своевременного погашения долгов по кредитам;
  • отсутствие мотивации к труду, отказ от трудоустройства или некачественное выполнение своих должностных обязанностей;
  • привычка опаздывать;
  • неуважительное отношение к окружающим, агрессивность, конфликтность;
  • игнорирование морально-нравственных устоев общества, аморальное поведение;
Отношение асоциала к успешным людям
Отношение асоциала к успешным людям
  • совершение мелких противоправных действий;
  • ассоциативный характер переживания эмоций (радость и горе выражаются одинаково).

Виды асоциального поведения

Психологи предлагают классификацию асоциального поведения, основанную на степени выраженности отклонений от нормы:

  1. Интроверсия – легкая форма асоциальности, в основе которой лежит слабо выраженная потребность в общении. Такие люди тяготятся обществом людей, любят находиться наедине с собой. Однако эта черта индивидуальности не оказывает негативного влияния на их отношение к труду. Социальные нормы и правила они стараются не нарушать.
  2. Аморальное поведение, которое сводится к игнорированию морально-нравственных устоев общества. К этому виду относится тунеядство, проституция, сквернословие, попрошайничество, бродяжничество.
  3. Различные аддикции – зависимые формы поведения с целью избегания реальности. К ним относятся трудоголизм, игромания, наркомания, алкоголизм, токсикомания, анорексия, булимия, сексуальная зависимость, принадлежность человека к той или иной религиозной секте. Лечение аддикций длительный процесс. Даже если человеку удалось вылечиться от одной зависимости, велика вероятность развития у него другой зависимости.
  4. Противоправные действия. К этому виду асоциальной модели поведения относят мелкое хулиганство, разбойные нападения ради забавы без причинения тяжких телесных повреждений.
  5. Делинквентное (преступное поведение), основанное на совершении противоправных действий в отношении третьих лиц с целью собственного морального удовлетворения. За такие деяния предусмотрена уголовная ответственность.
  6. Шизофрения – крайняя форма асоциальности, характеризующаяся отсутствием конструктивного социального взаимодействия, эмоциональной холодностью.

Причины асоциального поведения

Причины формирования асоциальности можно разделить на 4 группы:

Психологические Социальные Педагогические Медицинские
  • симпатия к бунтарской модели поведения;
  • деградация личности;
  • замкнутость;
  • неуверенность в себе;
  • фанатизм;
  • зависть к успешным людям;
  • инфантильность;
  • импульсивность;
  • внутриличностные комплексы.
  • употребление спиртных напитков, психоактивных веществ;
  • морально-нравственный уровень общества, в котором живет человек;
  • принадлежность к определенной субкультуре;
  • проблемы в семье;
  • негативное влияние социального окружения.
  • нищета, социальное неравенство;
  • психотравмы и акты насилия в детстве;
  • школьный буллинг;
  •  отсутствие у индивида иных способов самовыражения и самоутверждения;
  • религиозность.
  • безнадзорность и беспризорность;
  • излишняя строгость родителей;
  • игнорирование потребностей ребенка;
  • несправедливые наказания;
  • стремление родителей удовлетворить все капризы малыша;
  • завышенные требования родителей;
  • авторитарный стиль воспитания;
  • гиперопека;
  • попустительский стиль воспитания;
  • копирование асоциального образа жизни родителей;
  • вседозволенность.
  • психические отклонения;
  • психосоматика;
  • психиатрические диагнозы (паранойя, шизофрения);
  • перенесение инфекционных заболеваний в перинатальный период;
  • СДВГ в анамнезе;
  • органические поражения мозга;
  •  физические дефекты.

 

Большее влияние на формирование асоциальности имеют педагогические и социальные факторы. Медицинские и психологические факторы лишь создают предпосылки к развитию деструктивной модели поведения.

Плюсы и минусы асоциальности

Ошибочно полагать, что асоциальность – это однозначно негативное явление. У этой черты индивидуальности могут быть и плюсы.

возможность человека быть не таким, как все;
многие гениальные поступки и открытия сделаны асоциалами;
возможность реализовать свой творческий потенциал;
отдаленность человека от шумных тусовок, тяга к одиночеству способствуют самопознанию, изучению философских вопросов.
неразвитая эмпатия;
осуждение такого образа жизни со стороны окружающих;
ведение нездорового образа жизни;
асоциалы часто выбирают себе незаконные способы заработка

Диагностика и лечение

Диагностикой патологии занимаются психиатры, психотерапевты и клинические психологи. Основными методами диагностической работы являются:

  • беседа с индивидом, сбор анамнеза;
  • беседа специалиста с членами семьи обратившегося человека;
  • осмотр пациента;
  • оценка речевых паттернов;
  • использование психодиагностических методик, направленных на изучение эмоционально-волевой сферы, тревожности, акцентуаций характера;
  • использование проективных методик для выявления вытесненных эмоций клиента.

На основании комплексной диагностики специалист выбирает наиболее подходящий вид психокоррекции и терапии.

Как общаться с асоциалом

Психологи советуют ограничить общение с асоциалами, так как велика вероятность приобщения к такому образу жизни. Асоциалы могут провоцировать конфликты с помощью оскорблений и резких высказываний. В такие моменты важно дистанцироваться, прекратить общение.

Если человек чувствует в себе ресурс, он может попытаться вытащить асоциала из трясины, помочь ему жить полноценной жизнью. Но в ходе такой работы важно сохранять свои границы и не вступать в созависимые отношения. Лучше всего убедить асоциала в необходимости визита к психологу.

Задайте вопрос эксперту
Ася Рахович
Ася Рахович
Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.
Задать вопрос

Как избавиться от асоциальности

Чтобы избавиться от деструктивной модели поведения, нужно:

  1. Учиться общаться. Можно записаться на тренинг развития коммуникативных навыков. Работа в группе поможет асоциалу отработать конструктивные техники сотрудничества. В результате психокоррекционных занятий человек научится получать удовольствие от общения.
  2. Для успешного исправления деструктивных установок индивида ему необходимо включаться в коллективную деятельность. Только в условиях коллективной работы человек научится чувствовать свою значимость для достижения общей цели.
  3. Полезно общение с незнакомыми людьми. Это развивает эмоциональный интеллект.
  4. Асоциалу нужно привести в норму свою самооценку. Людям с заниженной самооценкой нужно научиться хвалить себя за достигнутые цели. Если же самооценка завышена, важно научиться критически к себе относиться, замечать свои недостатки и работать над их устранением.
  5. Важно сформировать вокруг себя позитивное социальное окружение. Для этого полезно начать заниматься спортом или каким-нибудь творчеством, так как эти занятия предполагают групповую форму организации и общение.

Профилактика асоциальности

О профилактических мерах важно помнить всем родителям. Чтобы предупредить развитие асоциальности у ребенка, нужно:

  1. Транслировать образцы позитивного социального взаимодействия, создавать условия для успешной социализации малыша. Общение с ребенком должно быть спокойным, уважительным.
  2. Приучать ребенка жить по плану, соблюдать режим дня, выполнять все намеченные дела. У ребенка школьного возраста должны быть обязанности по дому, за выполнение которых он сам несет ответственность. Это является основой формирования моральных ценностей и установок личности.
  3. Уделять много внимания ребенку, его потребностям в общении с родителями. Способствует эмоциональному благополучию совместный досуг членов семьи, соблюдение семейных традиций. Это необходимое условие формирования доверительных отношений между детьми и родителями.
  4. Для гармоничного развития личности детям полезны занятия в кружках и секциях. Выбирая секцию, нужно учитывать пожелания ребенка и его интересы.
  5. В случае возникновения конфликтных ситуаций со сверстниками или учителями, родители должны помочь ребенку разобраться в них, защитить его интересы, сохранив объективность.
  6. Если какие-то индивидуальные особенности ребенка беспокоят родителей, нужно обратиться за помощью к психологу. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем выше вероятность ее эффективности.

Любую психологическую проблему легче предупредить, чем потом бороться с ней.

Асоциалы в литературе

Портреты асоциалов можно найти в таких произведениях, как:

  • Ш. Бронте «Джен Эйр»;
  • О. Хаксли «О дивный новый мир»;
  • Д. Оруэлл «1984»;
  • И. Уэлш «Видеосмерть»;
  • С. Чбоски «Хорошо быть тихоней»;
  • Ф. Кафка «Превращение»;
  • Т. Харрис «Ганнибал»;
  • С. Ларссон «Девушка с татуировкой дракона».

Таким образом, асоциалы не имеют достаточного ресурса для активности в социуме и конструктивного взаимодействия. Решить эту проблему можно с помощью психолога, но лучшим средством защиты от деструктивного поведения близких является профилактика.

Читайте далее:
Психолог Ася Рахович
Оцените статью
Психология человека
Добавить комментарий

  1. Рома Панев

    В статье какой-то странный совет по поводу общения с асоциалами. Если с ними нужно ограничивать общение, то каким образом они социализируются и войдут в нормальную жизнь в обществе? Разве если все будут меньше с ними общаться, то это не усугубит их состояние, и они больше не уйдут в себя?

    Ответить
  2. Лиза Трубина

    В статье какой-то странный совет по поводу общения с асоциалами. Если с ними нужно ограничивать общение, то каким образом они социализируются и войдут в нормальную жизнь в обществе? Разве если все будут меньше с ними общаться, то это не усугубит их состояние, и они больше не уйдут в себя?

    Ответить
  3. Арина

    Кто асоциал в произведении «Джейн Эйр?» Не думаю, что главная героиня. Она же не опасна для общества.

    Ответить
  4. Андрей Курин

    Про общение с асоциалами – прямо в точку! Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты. И вообще, раз асоциалу так дискомфортно общаться, дистанцироваться очень кстати. Но из благих побуждений действительно есть смысл попробовать убедить его пойти к психологу. Но это слишком сложно. Думаю, нужно еще близких асоциала привлечь, вместе все легче делается.

    Ответить
  5. Елена

    Асоциальное поведение — это выбор человека. И думаю, вытаскивать кого-либо из подобного выбора — пустая трата времени.

    Ответить
  6. Вероника Трубачева

    С одной стороны ассоциалы могут быть опасными так как никто не сможет точно сказать что у них в голове.
    Но с другой стороны ассоциалами могут быть люди, которые закрываются от мира ради собственного счастья и покоя. В этом и есть их прелесть.

    Ответить
  7. София

    Не знала, что интроверты — это легкие ассоциалы. Мне кажется, это не верно. Многие указанные признаки могут и не быть симптомами ассоциальности. Разве драчливый ребенок ассоциален? Он же продолжает общаться с друзьями, ходить в школу. Думаю, нет ассоциальных детей, возможно, есть предпосылки.

    Ответить