- Что такое коммуникабельность
- Коммуникабельность и коммуникативность — в чем разница
- Что значит коммуникабельный человек
- Портрет
- Виды коммуникабельности
- Преимущества и недостатки
- Главные коммуникативные навыки
- Этапы формирования коммуникабельности
- Как развить коммуникабельность
- Способы развития коммуникабельности у детей
- Способы повышения коммуникабельности у взрослого
Что такое коммуникабельность? Кто такой коммуникабельный человек? Как развить в себе это качество и надо ли?
Что такое коммуникабельность
Коммуникабельность – это способность индивида эффективно устанавливать контакты и взаимодействовать с окружающими. Основу коммуникативных способностей составляет доверие к окружающим. Чем меньше человек следует общественным стереотипам, тем выше его потребность начать разговор с незнакомцем. Термин имеет латинское происхождение и в буквальном переводе означает «связь, контакт». В определении данного качества личности психологи делают акцент на том, что оно приобретается в процессе жизни. Этот навык помогает устанавливать дружеские отношения на основе психологической совместимости.
Уровень коммуникабельности определяет эффективность человека в коллективном труде, его лидерские способности. Высокая коммуникабельность обеспечивает индивиду комфортное общение с самыми разными категориями людей.
Человек, обладающий коммуникабельностью, умеет разрешать любые конфликты, прийти к компромиссу с самым привередливым клиентом, найти общий язык со строгим директором. Некоммуникабельному — решить простую задачу установления контакта с коллегами или клиентами бывает очень трудно. Работа с коммуникабельным человеком вызывает положительные эмоции и удовлетворение от выполнения профессиональных обязанностей, в то время как с сотрудником, у которого данное качество развито слабо, на протяжении всего рабочего дня чувствуется напряженность и неловкость, в процессе решения производственных задач часто возникает недопонимание.
Некоммуникабельность мешает не только в работе, но и в личной жизни. Она не позволяет открыто выражать свои чувства, знакомиться на улице, в семье трудно простыми словами выразить свое недовольство или претензии. Поэтому их семейная жизнь редко бывает гладкой. Вместо того, чтобы проявлять инициативу в общении, спрашивать у других, то что хочется узнать, некоммуникабельный человек молчаливо делает выводы, судит по внешнему виду, случайным фразам, много додумывает и любит навешивать ярлыки и следовать общественному мнению.
Потребность в общении испытывают все, независимо от того, коммуникабельные они или нет. Но если человек коммуникабелен, то его с интересом слушают. Если же данного навыка у индивида нет, то его считают болтуном.
Коммуникабельность и коммуникативность — в чем разница
Коммуникабельность и коммуникативность – синонимичные термины. Оба понятия используются в ситуациях, где речь идет об общительном человеке, который получает удовольствие от социального взаимодействия.
Но детальный анализ данных терминов позволяет обнаружить принципиальные различия между ними. Коммуникабельность – это качество, благодаря которому человек легко общается, непринужденно поддерживает диалог, внимательно слушает собеседника. Коммуникативность же связана с умением индивида передавать информацию и не обязательно только в устной форме. Коммуникативность может проявляться в устной и письменной речи, музыке, игре, танце.
Что значит коммуникабельный человек
Коммуникабельная личность или коммуникативный человек – это тот, кто может договориться с абсолютно любым собеседником. В работе он умело ведет переговоры, решает производственные задачи. Его коммуникабельность ценит начальство, что способствует быстрому карьерному росту.
Коммуникабельная личность часто находится в центре внимания. Это означает, что к его мнению прислушиваются, он является формальным или неформальным лидером. Это не просто разговорчивый сосед, это тактичный и образованный партнер по общению. Для него общение имеет важное значение в жизни, поэтому занимает большую часть его времени.
Коммуникабельными могут быть люди разного возраста: девушка или парень, женщины и мужчины средних лет, старики. У детей и подростков это умение может быть не так заметно, так как школьный возраст – это время, когда коммуникативные умения активно развиваются.
Портрет
Основу психологического портрета общительной личности составляют такие качества и умения как:
- ораторские навыки;
- хорошая дикция;
- доброжелательность;
- склонность проявлять инициативность;
- харизматичность;
- эрудированность, широкий кругозор;
- стремление к саморазвитию;
- эмоциональная гибкость;
- открытость;
- находчивость;
- внимательность;
- ответственность;
- воспитанность;
- тактичность;
- стрессоустойчивость;
- толерантность;
- уважение к чувствам и потребностям партнеров;
- уверенность в себе;
- адекватная самооценка;
- чувство юмора;
- чувство стиля;
- лидерские качества;
- эмоциональный самоконтроль;
- развитые адаптивные способности;
- способность легко находить нужное слово, свободно выступать перед незнакомой аудиторией;
- знание границ собственной компетентности в том или ином вопросе;
- уверенный стиль поведения;
- умение слушать и слышать собеседника;
- умение оперативно и спокойно разрешать конфликтные ситуации;
- способность выражать эмпатию;
- личное обаяние;
- владение приемами активного слушания;
- умение расположить к себе собеседника, вызвать доверие;
- умение произвести хорошее впечатление при знакомстве;
- умение аргументировано излагать свою точку зрения;
- способность к убеждению;
- готовность идти на компромисс;
- умение воспринимать информацию без искажения и формулировать верные выводы;
- способность вести деловые переговоры, организовывать длительное сотрудничество с партнерами по бизнесу;
- владение разными стилями общения, выбор подходящей модели ведения диалога основывается на индивидуально-психологических особенностях собеседника;
- стремление понимать систему жизненных ценностей и ориентиров собеседника;
- умение сопоставлять слова и жесты собеседника;
- обозначение своих границ в процессе взаимодействия, уважительное отношение к личным границам собеседника;
- умение улавливать малейшие изменения эмоционального состояния собеседника;
- умение точно формулировать свою мысль;
- готовность поддержать беседу на любую тему, умение взять инициативу разговора в свои руки;
- умение извлекать пользу из общения;
- умение придерживаться темы разговора;
- владение приемами поддержания внимания к теме.
Виды коммуникабельности
Существуют разные виды коммуникабельности:
- Доминантная коммуникабельность. Отличается жесткостью и напористостью. В межличностном взаимодействии он стремится доминировать. Собеседники быстро устают от такого общительного типа, потому что он стремится говорить, а не слушать, не любит, когда его перебивают.
- Мобильная коммуникабельность. Человека с данным типом общительности отличают высокий темп речи, богатство невербалики. Представители данного типа легко включаются в беседу, но быстро утрачивают интерес к ней. В повседневной жизни эта особенность не доставляет им серьезных проблем, а вот деловые переговоры из-за нее можно провалить.
- Ригидная коммуникабельность. Человеку с данным типом общительности трудно знакомиться и вступать в контакт. Однако среди знакомых людей затруднений в общении он не испытывает. Умение четко обозначить свою позицию и рассудительность – вот главные его преимущества, когда он успешно ведет деловые переговоры.
- Интровертная коммуникабельность. Сначала этот человек может показаться совсем не общительным. Но это не значит, что коммуникативные навыки у него не развиты. Ему комфортно общаться в узком кругу, а большая незнакомая аудитория вызывает у него скованность и неуверенность в себе. Такой человек будет чувствовать себя уверенней, если публика будет подбадривать и поддерживать его.
Преимущества и недостатки
У коммуникабельной личности могут быть как преимущества, так и недостатки:
Главные коммуникативные навыки
По мнению психологов, наиболее значимыми коммуникативными навыками являются:
- Умение внимательно слушать собеседника, выделять в его речи ключевые моменты. О наличии у человека данного навыка можно судить по тому, как он задает уточняющие вопросы, использует ли поддерживающие реплики, правильно ли формулирует выводы.
- Развитие эмоционального интеллекта. Умение правильно распознавать эмоции собеседника является залогом эффективной коммуникации. Этот навык также ценен, как и умение контролировать собственные эмоциональные состояния во время разговора.
- Умение правильно трактовать невербалику собеседника. Порой мимика, жесты и поза собеседника не соответствуют его словам. В таких случаях психологи советуют верить невербалике, а не тому, что говорит собеседник.
- Умение работать в команде. Навыки коллективного труда важны в работе. Они позволяют делегировать полномочия, оперативно решать производственные задачи, принимать взвешенные решения. Кроме того, если сотрудники умеют работать в команде, психологический климат в коллективе трудовом коллективе будет благоприятный. В такой обстановке каждый сотрудник будет чувствовать себя членом команды.
- Эмоциональный самоконтроль. Конечно, каждый из нас имеет право переживать абсолютно любые эмоции, как позитивные, так и негативные. Но сиюминутная демонстрация их окружающим может быть неуместна. Если эмоциональный контроль личности развит недостаточно, общаться с ним будет очень трудно.
Этапы формирования коммуникабельности
Коммуникабельность не является врожденной способностью. Она формируется только в процессе социального взаимодействия. В своем становлении эта способность проходит следующие этапы:
- Получение первого опыта в семье. Первой формой взаимодействия малыша с родителями является непосредственное эмоциональное общение. В нем используется контакт глаз, мимика, интонации голоса. На данном этапе малыш усваивает базовые знания о том, что означает то или иное выражение лица, тот или иной тон голоса. Также он учится отличать членов своей семьи от посторонних.
Успешное прохождение данной стадии формирования коммуникабельности возможно только в том случае, если в психологическая обстановка в семье будет благоприятной, потребности малыша в эмоциональном общении будут удовлетворяться.
- Получение первого опыта социального взаимодействия. Успешность данного этапа формирования коммуникативных навыков ребенка во многом зависит от того, как прошла первая стадия этого процесса. Если в семье у ребенка благоприятная психологическая обстановка, он открыто идет на контакт с внешним миром. В группе детского сада дети учатся общаться со сверстниками, приобретают навыки совместной игры и первый опыт решения межличностных конфликтов.
- Взаимодействие в школьном коллективе. Взрослея, ребенок учится помогать сверстникам, познает свои сильные и слабые стороны. В условиях школьного коллектива дети приобретают опыт настоящей дружбы. Именно на этом этапе наиболее ярко проявляются межличностные симпатии и антипатии. Дружеское общение, начиная со школьной скамьи, сопровождает на протяжении всей его жизни.
- Взаимодействие в процессе получения профессионального образования. После окончания школы девушки и юноши поступают в различные учебные заведения. Иногда студенты учатся вдали от дома, поэтому они живут в общежитии. Получение определенной профессии помогает будущим специалистам освоить базовые принципы делового общения, готовит их к реальной работе в той или иной сфере экономической деятельности, а жизнь в общежитии помогает совершенствовать навыки взаимодействия в неформальной обстановке.
- Взаимодействие в трудовом коллективе. При устройстве на работу в ту или другую фирму, человек совершенствует свои навыки делового общения Ему важно научиться правильно общаться с руководством, с коллегами, с подчиненными.
На успешность формирования коммуникативных навыков оказывают влияние такие факторы, как:
- тип нервной системы;
- стиль семейного воспитания;
- наличие или отсутствие психотравм в детстве;
- интересы и склонности личности;
- социально-психологический климат в коллективе;
- принятие или непринятие своей индивидуальности;
- опыт общения на всех 4 стадиях становления коммуникативных навыков.
Степень выраженности коммуникативных навыков может варьироваться в разных ситуациях, потому что на нее оказывают влияние социальные условия. У одного и того же человека уровень общительности в семье, где все друг друга любят, и в напряженном трудовом коллективе будет различным.
Как развить коммуникабельность
Коммуникабельность поддается развитию как в детском, так и во взрослом возрасте.
Способы развития коммуникабельности у детей
В детском возрасте личностные структуры находятся в стадии активного становления. Это означает, что детство – благоприятный период для тренировки такого важного социального навыка, как коммуникабельность.
Чтобы ребенок стал более общительным, нужно:
- Поддерживать доверительное общение внутри семьи. Например, за ужином каждый член семьи может делиться с домочадцами тем, как прошел его день, что было интересного, что оказалось трудным. Постепенно привычный обмен информацией за ужином станет доброй семейной традицией, дети научатся внимательно слушать взрослых, задавать вопросы, рассказывать о своих эмоциях и переживаниях, понимать мимику и жесты.
- Огромным потенциалом для формирования коммуникативных навыков обладают сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок пробует себя в разных социальных ролях, проигрывает различные ситуации. Такие игры способствуют расширению детского диапазона социального реагирования.
- Еще в дошкольном детстве важно научить ребенка обращаться ко взрослому с просьбой, не стесняться сказать о своих потребностях и предпочтениях.
- Формировать у ребенка интерес к живому общению. Ни компьютерные игры, ни мобильный телефон последней модели не заменят человеку взаимодействие с людьми в реальной жизни. Именно поэтому задача родителей состоит в том, чтобы научить ребенка дружить со сверстниками, ограничивая время использования гаджетов.
- Важно учить ребенка правильно вести себя в гостях и принимать гостей у себя дома. Ребенок должен не только соблюдать этикет, но и уметь развлечь сверстников, поддержать диалог, найти такое занятие, которое будет интересно его друзьям.
- Доверительные отношения с родителями помогут ребенку чувствовать себя защищенным. Важно, чтобы ребенок знал, что о любых своих ссорах с товарищами он может рассказать родителям, которые выслушают его, поймут его переживания и помогут разрешить неприятную ситуацию наилучшим образом. Такой подход поможет сформировать у ребенка адекватную самооценку и уверенность в себе.
- Если ребенок испытывает трудности в установлении контактов со сверстниками, родители должны подсказать ему различные способы установления дружеских отношений (поделиться игрушками, предложить поиграть вместе). Если попытки родителей научить ребенка дружить не увенчались успехом, можно обратиться за помощью к психологу, ведь иногда для того, чтобы стать общительным, ребенку необходимо снизить тревожность, победить личностные комплексы.
- Развитию коммуникативных навыков детей школьного возраста способствуют занятия в системе дополнительного образования.
Способы повышения коммуникабельности у взрослого
Никогда не поздно повышать коммуникативные умения. Для того, чтобы стать коммуникабельным, взрослому нужно:
- Настроить себя на позитив. Хмурому человеку сложно стать общительным. Если же каждый день начинать с улыбки, а коллег в офисе встречать приветливым взглядом, то вероятность конструктивного взаимодействия увеличится.
- Чтобы деловые переговоры завершились подписание взаимно выгодного соглашения, отправляясь на встречу нужно визуализировать успех. Для этого нужно вспомнить ту ситуацию, в которой человек был успешным. Позитивный образ поможет расправить плечи, поверить в собственный профессионализм и в компетентность партнера по бизнесу.
- Победить волнение и нерешительность можно, если каждый день вступать в контакт с незнакомыми людьми. Возможно, сначала будет трудно даже просто спросить, который час. Но постепенно человек научится получать удовольствие от мимолетного общения с самыми разными людьми. Это будет указывать на повышение коммуникативных умений.
- Случайные встречи со старыми знакомыми можно использовать с целью отработки навыка задавания вопросов. Также на таких встречах можно практиковаться в применении техники активного слушания: подбадривать собеседника, стимулировать развитие беседы.
- Важно научиться спокойно относиться к тому, что иногда в диалоге наступает пауза. Не нужно стремиться заполнить ее первой пришедшей в голову мыслью. Паузы в речи, как и в музыке, нужны для лучшего осмысления услышанной информации, ее переработки. Отчаянные попытки избежать паузы в диалоге могут привести к тому ,что его сочтут назойливым и бестактным.
Таким образом, коммуникабельность – это навык, который помогает человеку быть успешным в социуме и получать удовольствие от межличностного взаимодействия. Никогда не поздно оттачивать свое умение общаться и чувствовать грань между коммуникабельностью и навязчивостью.
Читайте далее:- Как культурно выгнать загостившуюся свекровь - 22.07.2024
- Если мужчине нравится женщина, но он ничего не предпринимает: почему? - 14.07.2024
- Пинговать: что это значит в отношениях - 26.04.2024
На себе убедился, что без коммуникабельных навыков очень тяжело жить и функционировать в обществе. И в какой-то степени эти навыки проще получать сангвиникам и экстравертам от природы. Мне вот интроверту не всегда легко открываться при общении. А ведь без умения идти на контакт с людьми невозможно иметь лидерские качества в обществе и построить карьеру.
Не совсем согласен с тем, что коммуникабельный человек — это человек с ораторскими навыками, стремлением к саморазвитию, хорошей дикцией. Общаться интересно и с людьми, которые имеют деффекты в речи, или которые не особо стремятся к чему-то. Например, в школах мы не выбирали самую сильную отличницу и не мечтали с ней общаться, потому что она стремилась окончить школу на пятерки и пойти в универ. Все примыкали к шалуну и раздолбаю, который ни к чему не стремился, но был очень веселым и легким со всеми.
На мой взгляд, самое хорошее открытие, которое может сделать некоммуникабельный человек — это то, что коммуникабельности можно научиться. Я — живой тому пример и доказательство.
Спасибо автору за содержательную статью. Всегда знала, что мне не хватает коммуникабельности. Воодушевилась тем, то, как пишет автор, это качество можно развить даже у взрослых. Буду искать в нашем городе курсы, хочу стать коммуникабельной!
Спасибо моим родителям за то, что водили меня на секции и подарили отличное детство. Сейчас же, мне очень комфортно находиться в обществе и общаться с людьми)
У меня очень коммуникабельный друг. А из меня, напротив, лишнего слова не вытянешь. И мы замечательно дополняем друг друга. Он иногда меня учит коммуникативным навыкам (мне сложновато жить без них), а я его — где-то сначала подумать и помолчать.
Наверное, не всегда можно развить коммуникабельность. Я не очень коммуникабельна. Мне редко с кем нравится общаться. Работаю учителем, и после уроков прихожу выжатая как лимон — так выматывает общение с большим количеством людей. Пытаюсь исправить ситуацию — на работу иду на позитиве и общаюсь так же, но очень устаю от общения.
Полностью согласен. Правда, забыли еще один минус – то, что к коммуникабельному человеку «липнут» все (или почти все). И потом фиг отделаешься от тех, кто нужен, как собаке пятая нога. Испытал это на собственной шкуре.