Пирамида Дилтса

Структурная нейролингвистическая модель Дилтса

В современном мире коучинг как направление личностного роста стал особенно востребованным. Этот подход к организации занятий с наставником предполагает использование различных методик. По мнению экспертов, пирамида Дилтса является интересным инструментом коучинга, так как, изучив ее структуру, эту модель можно применять самостоятельно для оптимизации жизни.

Кто такой Роберт Дилтс

Р. Дилтса, который основал Университет НЛП, считают отцом нейролингвистического программирования. Его научные труды посвящены проблеме развития мышления человека.

Роберт Дилтс является автором многих технологий управления мыслительным процессом оппонента, в которых эффект достигается за счет использования приемов убеждения:

  • интеграции противоположенных убеждений;
  • реимпринтинга;
  • лингвистических приемов изменения убеждений.

Созданная им модель логических уровней сегодня является главным инструментом коучинга. Принципы нейрологического подхода Дилтса раскрываются в его книгах:

  • «Введение в НЛП. Как понимать людей и оказывать влияние на них»;
  • «Принципы НЛП для людей с высокой эффективностью»;
  • «Стратегии гениев».

Краткая история логических уровней Дилтса

Логические уровни Дилтса являются универсальной схемой. Их можно применять для решения самых разных жизненных вопросов.

При создании данного психологического инструмента автор опирался на аналогию египетских пирамид. Всем известно, что египетские пирамиды имели глубокое философское значение. Каждый уровень пирамиды в Египте имел свое значение:

  1. Уровень социального окружения человека и его реакции на это окружение.
  2. Уровень конкретных действий и поведенческих реакций человека.
  3. Уровень, характеризующий актуальные способности человека и возможности их развития.
  4. Уровень ценностных ориентаций личности, ее направленности и мотивации.
  5. Уровень личностной самоидентификации и совокупности социальных ролей.
  6. Уровень духовного предназначения человека и его земной миссии.

Логические уровни пирамиды Дилтса

Структурная нейролингвистическая модель Дилтса
Структурная нейролингвистическая модель Дилтса

Дилтс выделил в свей пирамиде НЛП следующие логические уровни:

Нейрологические уровни Характеристика
Уровень окружения Этот уровень характеризует вещи и материальные блага, внешность человека, место его проживания и условия жизни, а также особенности людей, с которыми индивид сотрудничает.

Чтобы построить желаемую реальность, начинать надо с анализа социального окружения.

Уровень конкретных действий и поведения Данный уровень описывает все, что делает человек каждый день, какие приемы он использует для достижения поставленной цели. Уровень раскрывает особенности взаимодействия индивида с социальным окружением, особенности его жизни и выполнения профессиональных обязанностей.
Уровень способностей и навыков Этот уровень характеризует навыки человека, которые помогают ему достигать цели.
Уровень убеждений и ценностей Уровень характеризует существующие у человека стереотипы мышления, причины того, что он выбирает определенные стратегии действий. Уровень раскрывает особенности образования, культуры и менталитета человека. Здесь характеризуются как конструктивные моменты системы ценностей, так и те, которые могут препятствовать личной эффективности.
Уровень идентичности Этот уровень характеризует роль, которую человек играет в своей жизни. Определив свое место в жизни, человек понимает степень адекватности оценки собственной значимости.
Уровень миссии Этот уровень раскрывает основные силы. Которые толкают человека вперед, заставляют его быть активным.

Преимущества и недостатки модели

Плюсы и минусы
модель имеет стройную структуру
модель наглядна
инструмент позволяет дать оценку актуальной ситуации клиента
показана взаимосвязь и взаимозависимость уровней
нет четких авторских интсрукций по применению

Критика пирамиды логических уровней Роберта Дилтса

Краткая модель решения проблем, предложенная Р. Дилтсом, подвергалась критике, так как:

  1. Если исходить из базовых концепций психологии. То модель Дилтса противоречит им. Психику и личность в традиционных подходах не принято разбивать на составные компоненты, эти феномены изучаются комплексно. Модель Дилтса же предполагает разбивку личности на самостоятельны уровни, выстроенные иерархически.
  2. Психологи и философы справедливо отмечали, что модель не является инновационной. В психологической практике подход, основанный на детальном анализе ситуации. Является традиционным. Другими словами. Критики упрекали Дилтса в плагиате не только содержательного компонента теории, но и формы. Например, есть пирамида потребностей А. Маслоу.
Пирамида А. Маслоу
Пирамида А. Маслоу
  1. Практики скептически относились к модели Дилса, так как не верили в ее универсальность. Если инструмент так хорош, то почему же не теряют своей актуальности другие методики? Например, методика Гилсона также позволяет проводить качественный анализ поведения.
  2. Модель Дилтса не имеет подробной интерпретации. Есть ключевые вопросы для каждого уровня, но нет пошаговых описаний, с помощью которых можно анализировать каждый уровень. Получается, каждый психолог-практик будет привносить в данную методику что-то свое. Кроме того, предположения, высказанные психологом, не подвергаются проверке, а считаются верными априори.

Как пользоваться пирамидой

Пример проработки проблемы клиента с использованием пирамиды Дилтса
Пример проработки проблемы клиента с использованием пирамиды Дилтса

Работать с пирамидой Дилтса можно двумя способами:

  • постепенно двигаться от основания к вершине пирамиды;
  • спускаться с вершины пирамиды к ее основанию.

Главный принцип технологии Дилтса – пропускать уровни нельзя.

Чтобы понять, как работает пирамида Дилтса, нужно изучить таблицу:

Уровень пирамиды Вопросы, которые человек должен задать себе Пояснение
Уровень окружения Где я нахожусь? Кем сейчас я являюсь? Что у меня есть? Что меня окружает? Человек описывает актуальную ситуацию.
Уровень конкретных действий и поведения Что я делаю? Человек характеризует особенности своих действий, касающихся решаемой проблемы. При этом важно использовать формулировки в настоящем времени
Уровень способностей и навыков В чем мои преимущества? Как я достигаю поставленной цели? Как я использую свои знания и способности? Что помогает мне в моих действиях? Вопросы помогают понять истинные желания человека, оценить, насколько эффективно человек использует свои способности для достижения желаемого результата.

Важно быть максимально честным с самим собой.

Уровень убеждений и ценностей Зачем я это делаю? Почему для меня это важно? Какие мотивы у моих поступков? Во что я верю? Почему для меня это имеет принципиальное значение? Выявив неэффективные убеждение и установки, человек понимает, что конкретно ему нужно изменить, чтобы стать более результативным в деятельности.

Выявить истинные убеждения и ценности можно только в том случае, если индивид сконцентрируется на себе.

Уровень идентичности Каковы мои социальные роли? Если я поступаю в жизни таким образом, то какой? Эти вопросы позволяют выявить слабые стороны личности и проработать их. Это необходимо для взятия ситуации под контроль
Уровень миссии Для чего я живу? В чем смысл моей жизни? Какова польза моих действий для окружающих? Если человек не знает, в чем его миссия, он не приносит пользы миру. Задавая себе вопросы, человек вдруг находит ответы на свои вопросы с помощью инсайтов.

Дополнительные вопросы при работе с пирамидой

При работе с пирамидой Роберта Дилтса рекомендуется задавать себе дополнительные вопросы, которые позволяют углубиться в ситуацию:

  1. Поддержит ли меня мое окружение, когда я достигну поставленной цели?
  2. Как изменится отношение ко мне со стороны моего окружения, когда я достигну цели?
  3. Есть ли практическая польза для моих коллег и близких в том. Что я достигаю своей цели?
  4. Что станет с моей миссией, когда я достигну цели?
  5. Есть ли у меня возможность начать движение к цели прямо сейчас?

Как пользоваться пирамидой Дилтса для постановки целей

Универсальный инструмент нейролингвистического управления (НЛУ) может применяться для грамотной формулировки цели.

  1. Нужно максимально точно и кратко сформулировать цель. При этом важно выделить структурные элементы цели (промежуточные этапы). Выделение промежуточных этапов в глобальной цели позволяет человеку обнаружить ключевые моменты, которые раньше оставались незамеченными.
  2. Соотнести цель с уровнями пирамиды. Этот этап необходим для определения сферы, которую нужно оптимизировать (ближайшее окружение, собственные действия, способности, система ценностей, идентичность личности или ее миссия).
  3. Нужно найти средства достижения цели. Как правило, они находятся на один уровень выше того, к которому была отнесена цель. Когда средства найдены, остается только составить план достижения цели.

Примеры проблем на уровнях пирамиды

Понять принцип работы с пирамидой можно на следующих примерах:

  1. Молодая сотрудница фирмы мечтает о продвижении по службе. Поэтому старается выслуживаться перед начальством. Однако на высокопоставленную должность берут не ее, а новую сотрудницу. В кабинете психолога ее повествование начинается словами: «Никто не замечает моих стараний!» В этой ситуации проблема находится на уровне социального окружения. Чтобы понять ,как достичь желаемой цели, стоит отказаться от обобщений и ответить на вопрос: «Кто конкретно не замечает стараний и почему?»
  2. Молодой человек очень любит свою партнершу, но полагает, что скоро они расстанутся, так как она его не уважает. В данном случае проблема кроется на уровне поведения и конкретных действий девушки, по которым мужчина делает вывод об отсутствии уважения с его стороны.
  3. Абитуриент переживает, что не сможет поступить на юридический факультет. Он неплохо решает экзаменационные пробные тесты по истории и обществознанию, но уверенности это ему не прибавляет, он переживает, что не сможет успешно учиться. Проблема в этом случае относится к уровню способностей. Молодому человеку стоит составить список качеств, которыми должен обладать юрист и проверить, есть ли у него эти способности и навыки.
  4. Клиент приходит к психологу с таким запросом: «Я целеустремленный человек. Но я не испытываю удовлетворения, когда достигаю цели. Я чувствую себя разбитым и уставшим, нет даже гордости». В этом случае проблема кроется на уровне убеждений и ценностей. Цели, которых достигает человек, важны для кого-то, но не для него самого. Истинные положительные эмоции можно испытать только в том случае, если достигнута цель, которая имеет ценность для самого человека.
  5. Девушка жалуется на то, что ей не везет в любви. На нее обращают внимание только бабники. Чтобы изменить ситуацию, нужно проработать уровень идентичности пирамиды, ответит на вопросы: «Кем являюсь я в отношениях?», «Какая я в отношениях?»
  6. К уровню миссии относятся экзистенциальные проблемы людей, связанные с поиском смысла жизни и своего предназначения.

Зачем нужна пирамида Роберта Дилтса

Пример использования пирамиды Дилтса в бизнесе
Пример использования пирамиды Дилтса в бизнесе

Пирамида Дилтса позволяет:

  • найти смысл жизни;
  • понять, что пора что-то менять в жизни;
  • выявить качества в структуре личности, которые требуют развития;
  • провести качественный анализ трудной жизненной ситуации. Выявив проблемные места в ней;
  • наметить стратегию решения проблемы и строго следовать плану;
  • проранжировать проблемы по степени значимости, чтобы начать преобразование ситуации с устранения наиболее важных препятствий;
  • выстроить стратегию продвижения по карьерной лестнице;
  • оптимизировать социально-психологический климат в коллективе;
  • достичь высот в развитии бизнеса.

Таким образом, логические уровни Роберта Дилтса помогают людям разобраться в сложных жизненных ситуациях, выделить в них главное, расставить приоритеты и найти решение проблемы. Поэтапная работа с данным нейролингвистическим инструментом помогает разложить проблему на составляющие и понять, где находится ее решение.

Читайте далее:
Психолог Ася Рахович
Оцените статью
Психология человека
Добавить комментарий

Adblock
detector