- Подростковый возраст как этап онтогенеза
- Особенности переходного возраста
- У девочек
- У мальчиков
- Почему подростковый возраст считается переходным
- Проблемы современных подростков
- Всегда ли переходный возраст проходит проблемно
- Факторы риска
- Рекомендации родителям по преодолению кризиса
- Как общаться с подростком
Родителям подростков часто бывает трудно найти общий язык со своими детьми. Негативные поведенческие проявления у подростков психологи связывают с тем, что этот период онтогенеза является переходным. Но почему подростковый возраст принято считать самым трудным?
Подростковый возраст как этап онтогенеза
Возрастными периодизациями развития установлены границы подросткового возраста. Он начинается в 11 — 12 лет, а заканчивается в 15 – 16 лет. В психофизиологии и возрастной психологии этот период онтогенеза принято называть пубертат.
Ребенок 12 – 13 лет уже имеет некоторый багаж жизненного опыта, но использовать его в повседневной жизни он пока еще не умеет. Дети-подростки обладают слабыми навыками самоконтроля, так как префронтальные отделы коры головного мозга находятся в стадии формирования. Лимбическая система, которой объясняются эмоциональные реакции человека на внешние раздражители, в подростковый период опережает развитие рационалистического компонента личности.
После переходного периода наступает юность.
В соответствии с медицинской психологией, подростковым возрастом считается период онтогенеза от 10 до 19 лет. Сдвиг границ переходного возраста в медицинской периодизации обусловлен тем, что взрослость характеризуется не только новым уровнем психологического развития, но и физиологическими изменениями. В 15 лет уровень физического развития подростка еще отличается от взрослого человека. Поэтому, по мнению медиков и клинических психологов, возрастные границы переходного возраста нужно увеличить на 3 – 4 года.
Особенности переходного возраста
Спецификой физиологического развития переходного возраста объясняются такие особенности поведения тинейджеров, как:
- болезненное восприятие критики;
- раздражительность;
- перепады настроения;
- упрямство;
- слабо развитое самообладание;
- максимализм в оценках поступков людей;
- стремление к самовыражению;
- поиск занятия по интересам, желание понять свое призвание;
- зависимость от мнения сверстников;
- подражание, копирование образцов поведения той социальной группы, которая нравится подростку;
- стремление к самостоятельности и отрыву от семьи.
Кроме общих черт подросткового возраста существуют особенности переходного возраста, которые можно наблюдать только у мальчиков или только у девочек.
У девочек
В период раннего пубертата (10 – 11 лет) у девочек запускается процесс полового созревания, который сопровождается гормональными бурями. Признаками его наступления принято считать:
- набухание молочных желез;
- контуры тела приобретают округлые формы;
- появление волос на лобке;
- появление прыщей и угревой сыпи на лице;
- появление менструации.
Как правило, у девочек формирование половых признаков начинается раньше, чем у мальчиков и завершается в среднем за 3 года.
У мальчиков
Развитие половой системы мальчиков запускается с 11 – 12 лет и длится на 1 год дольше, чем у девочек. Признаками полового созревания мальчиков являются:
- плечи становятся широкими;
- ломается голос;
- появление прыщей и угревой сыпи на лице;
- увеличение яичек и полового члена;
- появление волос на лобке;
- интенсивный рост костной ткани;
- повышенная возбудимость;
- появляется непроизвольное семяизвержение во время сна;
- появление сексуального влечения к противоположному полу.
Почему подростковый возраст считается переходным
Период пубертата принято называть переходным, так как в это время вчерашний ребенок постепенно превращается во взрослого. Процесс трансформации запускается актуализацией противоречий между стремлениями подростка и его актуальными возможностями:
- тинейджер стремится к независимости, но вынужден соблюдать нормы и ценности, принятые в группе сверстников, иначе он станет изгоем;
- дети-подростки хотят оторваться от семьи, жить самостоятельно, но не имеют для этого средств;
- физиологическое и психическое созревание идут неравномерно, поэтому отношения с родителями и сверстниками могут испортиться.
К концу подросткового возраста девушки и юноши успевают накопить багаж жизненного опыта, который необходим для вступления в самостоятельную жизнь. Когда вчерашние подростки начинают самостоятельно зарабатывать деньги, съезжают на съемную квартиру или в комнату в общежитии, можно говорить о том, что переходный период детством и взрослостью завершился.
Проблемы современных подростков
По мнению психологов, пик кризиса пубертата приходится на 15 лет. После достижения ребенком этого возраста гормональный фон выравнивается, негативных проявлений в поведении индивида становится гораздо меньше.
В период переходного возраста каждый подросток сталкивается с такими проблемами, как:
- Проблема принятия своего внешнего вида. Процесс физиологического созревания идет неравномерно, поэтому движения подростков могут быть неловкими, а строение тела – угловатым. Такие изменения болезненно воспринимаются не только девушками, но и юношами, ведь в этот период онтогенеза им хочется иметь высокий социально-психологический статус в группе сверстников.
- Проблема выбора круга друзей. Каждый подросток боится одиночества и отвержения сверстниками. Поэтому он должен выбрать себе компанию товарищей. Произвести впечатление на группу асоциальной направленности значительно проще, поэтому многие подростки демонстрируют девиантные формы поведения, совершают правонарушения.
- Проблема сохранения здоровья. Юношеский максимализм, тяга к неоправданному риску, стремление произвести впечатление на сверстников – все это заставляет ребенка пробовать психоактивные вещества, курить, наносить порезы на тело, делать татуировки и пирсинг.
- Проблема формирования аддиктивного поведения. Образ жизни современных подростков располагает к развитию у них зависимости от компьютерных игр, модных гаджетов. Такие увлечения негативно сказываются на развитии психики, а в тяжелых формах – ведут к личностной деградации.
- Проблема буллинга. Слабое развитие самоконтроля у подростков объясняет их жестокость по отношению друг к другу. Многие подростки становятся жертвами, над которыми ежедневно издеваются сверстники.
- Проблема тайм-менеджмента. Расширение круга общения, стремление к самовыражению и самореализации часто приводят к тому, что у подростка не остается времени на подготовку к урокам и выполнение домашних обязанностей. Это влечет за собой снижение школьной успеваемости, конфликты с родителями.
- Проблема выбора нравственных ориентиров. Каждый день подросток оказывается в ситуации нравственного выбора. С одной стороны, на него оказывают влияние учителя в школе, с другой – он должен выполнять требования родителей, а с третьей – ему хочется получить одобрение со стороны сверстников. Формирование морально-нравственных ориентиров подростка будет идти правильно, если в своем социальном окружении он найдет положительный пример для подражания.
- Проблема сексуальной распущенности. Современные подростки рано приобретают сексуальный опыт. Любопытство и гормональные бури часто становятся причинами нежелательных беременностей и заражения инфекциями, передающимися половым путем.
Всегда ли переходный возраст проходит проблемно
Не всегда поведение подростков доставляет неудобства их родителям и окружающим. Если родители будут учитывать возрастные и гендерные особенности ребенка, им удастся минимизировать признаки переходного периода.
Если у подростка в 14 лет сформированы доверительные отношения с родителями, он не боится рассказать им о своих проблемах со сверстниками, бурного протекания психологического кризиса не будет. При этом родители не должны ставить перед собой задачу решить все трудности индивида, которому уже четырнадцать лет. Их миссия состоит в другом: научить отпрыска анализировать ситуацию и выбирать адекватные способы ее преодоления.
Факторы риска
Факторами риска в период пубертата являются:
- отрицание родителями того, что их ребенок становится взрослым;
- стремление родителей установить тотальный контроль над тинейджером;
- гиперопека, стремление родителей оградить детей от всех трудностей и жизненных проблем;
- отсутствие в семье доверительных отношений между детьми и родителями.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса
На основе анализа консультаций по вопросам детско-родительских взаимоотношений, психологи разработали универсальные советы для родителей подростков:
- У подростка должны быть обязанности. В этом возрасте правильному формированию личности способствует разнонаправленность задач, стоящих перед подрастающим индивидом.
Период перехода от детства к юности будет безболезненным только в том случае, если он не зациклен на учебе. У юношей и девушек должны быть обязанности по дому, хобби, время на общение с друзьями.
- Нужно формировать у подростка ответственность. Лучшим средством для развития этой черты характера является умение прогнозировать последствия тех или иных действий. Если ребенок научится содержать в порядке свои вещи, то, став взрослым, он сможет навести порядок в своей жизни.
- В семье нужно установить не только правила, но и санкции за их нарушение. Наказание, придуманное спонтанно, не оказывается воспитательного воздействия, а повышенный тон голоса родителей оскорбляет и заставляет проявлять встречную агрессию.
Наказывать физически несовершеннолетнего гражданина нельзя. Взрослый, который поднимает руку, желая продемонстрировать свою силу, низко падает в глазах ребенка. Авторитетом для ребенка такой взрослый никогда не станет.
- Нельзя лишать подростка возможности общения с друзьями. Психология подростка отличается от психологии младшего школьника. На этапе пубертата общение становится ведущей деятельностью тинейджеров.
- Если в семье оговорены санкции за нарушение правил, ребенок должен знать, что в случае провинности ему не избежать наказания. Если родители обещали наказать ребенка за опоздание с прогулки, но не сделали этого, им нужно быть готовым к тому, что их сын или дочь будут приходить домой все позже.
- Требования отца и матери к ребенку должны быть одинаковыми. В противно случае подросток быстро научится манипулировать родителями.
- Нельзя игнорировать потребности ребенка в общении с родителями. Если взрослый будет высмеивать интересы и увлечения тинейджера, о доверительных отношениях можно забыть. Доверительный разговор в достижении целей воспитания тинейджера гораздо эффективнее, чем морализаторство, санкции и ограничения.
Во время общения с подростком недопустимо заниматься посторонними делами. Ни что не должно мешать подростку считывать эмоциональное состояние собеседника. Взрослый должен быть с ребенком искренним, родителям не нужно бояться проявлять в диалоге с ребенком негативные эмоции, но делать это нужно культурно.
- Примерно в 13 – 14 лет подростки впервые серьезно влюбляются. Как правило, их первые романы длятся недолго, но это не повод осуждать выбор ребенка. В 13 лет простительно совершать ошибки. Первый опыт взаимоотношений с противоположным полом помогает юношам и девушкам понять психологию дружбы и любви. Подростки остро переживают разрыв отношений. Задача родителей – оказать эмоциональную поддержку сыну или дочери, уважительно относясь к их чувствам.
Как общаться с подростком
- В общении с подростком нужно быть доброжелательным. Авторитетом у подростков пользуются те взрослые, которые умеют общаться на равных. Тинейджеры не любят слушать нотации и поучительные истории. Предпочтительно так выстроить беседу, чтобы сначала можно было обсудить те вопросы, мнения по которым у сторон совпадают.
- Инициатива в диалоге должна принадлежать взрослому. Но при этом он должен демонстрировать свое умение посмотреть на ситуация с позиции подростка.
- Интерес взрослого к общению с подростком должен быть искренним. Чуткие родители замечают малейшие изменения в настроении ребенка и сразу реагируют на это. Их готовность выслушать и помочь настраивает ребенка на искренность. Важно задавать уточняющие вопросы, стимулировать ребенка к подробному изложению. Показать свою заинтересованность можно, если обращаться к подростку по имени.
- Если ребенок рассказывает родителям о своих проблемах и неудачах, он ждет от них совета и помощи. Не стоит лишний раз говорить подростку где и в чем он ошибся, это его разозлит. Лучше помочь ему проанализировать собственные действия и выработать конструктивную стратегию выхода из сложившейся ситуации.
- Хорошим стимулом для личностного роста у подростков является то, что родители замечают их достижения. Психологи установили, что в период с 12 до 17 лет поощрения – это лучшее средство формирования желаемого поведения. Наказания не дают во время переходного периода ожидаемого эффекта.
Чтобы подросток прислушивался к мнению взрослого, нужно правильно выстраивать взаимодействие с ним.
Таким образом, особенностью подросткового возраста является то, что в этот период онтогенеза происходит активное формирование мировоззрения личности. Подростковый возраст называют переходным, так как именно в возрасте начинается процесс взросления индивида.
Читайте далее:- Как культурно выгнать загостившуюся свекровь - 22.07.2024
- Если мужчине нравится женщина, но он ничего не предпринимает: почему? - 14.07.2024
- Пинговать: что это значит в отношениях - 26.04.2024
Хочется отметить, что современные подростки взрослеют раньше. На мой взгляд, нижняя граница подросткового возраста сегодня сдвигается. Уже в 8-9 лет многие современные дети ведут себя как подростки. Я думаю ,что это связано с тем, что они получили доступ к различным видео в социальных сетях, гуляют в компании сверстников, которые старше на пару лет.
Материал статьи, на мой взгляд, может стать шпаргалкой для родителей, здесь есть ответы на типичные вопросы