Почему принято считать подростковый возраст переходным

Почему принято считать подростковый возраст переходным

Родителям подростков часто бывает трудно найти общий язык со своими детьми. Негативные поведенческие проявления у подростков психологи связывают с тем, что этот период онтогенеза является переходным. Но почему подростковый возраст принято считать самым трудным?

Подростковый возраст как этап онтогенеза

Возрастными периодизациями развития установлены границы подросткового возраста. Он начинается в 11 — 12 лет, а заканчивается в 15 – 16 лет. В психофизиологии и возрастной психологии этот период онтогенеза принято называть пубертат.

подростки

Ребенок 12 – 13 лет уже имеет некоторый багаж жизненного опыта, но использовать его в повседневной жизни он пока еще не умеет. Дети-подростки обладают слабыми навыками самоконтроля, так как префронтальные отделы коры головного мозга находятся в стадии формирования. Лимбическая система, которой объясняются эмоциональные реакции человека на внешние раздражители, в подростковый период опережает развитие рационалистического компонента личности.

После переходного периода наступает юность.

В соответствии с медицинской психологией, подростковым возрастом считается период онтогенеза от 10 до 19 лет. Сдвиг границ переходного возраста в медицинской периодизации обусловлен тем, что взрослость характеризуется не только новым уровнем психологического развития, но и физиологическими изменениями. В 15 лет уровень физического развития подростка еще отличается от взрослого человека. Поэтому, по мнению медиков и клинических психологов, возрастные границы переходного возраста нужно увеличить на 3 – 4 года.

Особенности переходного возраста

Спецификой физиологического развития переходного возраста объясняются такие особенности поведения тинейджеров, как:

  • болезненное восприятие критики;
  • раздражительность;
  • перепады настроения;
  • упрямство;
  • слабо развитое самообладание;
  • максимализм в оценках поступков людей;
  • стремление к самовыражению;
  • поиск занятия по интересам, желание понять свое призвание;
  • зависимость от мнения сверстников;
  • подражание, копирование образцов поведения той социальной группы, которая нравится подростку;
  • стремление к самостоятельности и отрыву от семьи.

Кроме общих черт подросткового возраста существуют особенности переходного возраста, которые можно наблюдать только у мальчиков или только у девочек.

У девочек

В период раннего пубертата (10 – 11 лет) у девочек запускается процесс полового созревания, который сопровождается гормональными бурями. Признаками его наступления принято считать:

  • набухание молочных желез;
  • контуры тела приобретают округлые формы;
  • появление волос на лобке;
  • появление прыщей и угревой сыпи на лице;
  • появление менструации.

Как правило, у девочек формирование половых признаков начинается раньше, чем у мальчиков и завершается в среднем за 3 года.

для девочек очень важна внешность

У мальчиков

Развитие половой системы мальчиков запускается с 11 – 12 лет и длится на 1 год дольше, чем у девочек. Признаками полового созревания мальчиков являются:

  • плечи становятся широкими;
  • ломается голос;
  • появление прыщей и угревой сыпи на лице;
  • увеличение яичек и полового члена;
  • появление волос на лобке;
  • интенсивный рост костной ткани;
  • повышенная возбудимость;
  • появляется непроизвольное семяизвержение во время сна;
  • появление сексуального влечения к противоположному полу.
Задайте вопрос эксперту
Ася Рахович
Ася Рахович
Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.
Задать вопрос

Почему подростковый возраст считается переходным

Период пубертата принято называть переходным, так как в это время вчерашний ребенок постепенно превращается во взрослого. Процесс трансформации запускается актуализацией противоречий между стремлениями подростка и его актуальными возможностями:

  • тинейджер стремится к независимости, но вынужден соблюдать нормы и ценности, принятые в группе сверстников, иначе он станет изгоем;
  • дети-подростки хотят оторваться от семьи, жить самостоятельно, но не имеют для этого средств;
  • физиологическое и психическое созревание идут неравномерно, поэтому отношения с родителями и сверстниками могут испортиться.

К концу подросткового возраста девушки и юноши успевают накопить багаж жизненного опыта, который необходим для вступления в самостоятельную жизнь. Когда вчерашние подростки начинают самостоятельно зарабатывать деньги, съезжают на съемную квартиру или в комнату в общежитии, можно говорить о том, что переходный период детством и взрослостью завершился.

подростки общаются онлайн
Чтобы быть принятым в группу сверстников, подростку нужно демонстрировать то, что он разделяет нормы и ценности этой компании

Проблемы современных подростков

По мнению психологов, пик кризиса пубертата приходится на 15 лет. После достижения ребенком этого возраста гормональный фон выравнивается, негативных проявлений в поведении индивида становится гораздо меньше.

В период переходного возраста каждый подросток сталкивается с такими проблемами, как:

  1. Проблема принятия своего внешнего вида. Процесс физиологического созревания идет неравномерно, поэтому движения подростков могут быть неловкими, а строение тела – угловатым. Такие изменения болезненно воспринимаются не только девушками, но и юношами, ведь в этот период онтогенеза им хочется иметь высокий социально-психологический статус в группе сверстников.
  2. Проблема выбора круга друзей. Каждый подросток боится одиночества и отвержения сверстниками. Поэтому он должен выбрать себе компанию товарищей. Произвести впечатление на группу асоциальной направленности значительно проще, поэтому многие подростки демонстрируют девиантные формы поведения, совершают правонарушения.
  3. Проблема сохранения здоровья. Юношеский максимализм, тяга к неоправданному риску, стремление произвести впечатление на сверстников – все это заставляет ребенка пробовать психоактивные вещества, курить, наносить порезы на тело, делать татуировки и пирсинг.
  4. Проблема формирования аддиктивного поведения. Образ жизни современных подростков располагает к развитию у них зависимости от компьютерных игр, модных гаджетов. Такие увлечения негативно сказываются на развитии психики, а в тяжелых формах – ведут к личностной деградации.
  5. Проблема буллинга. Слабое развитие самоконтроля у подростков объясняет их жестокость по отношению друг к другу. Многие подростки становятся жертвами, над которыми ежедневно издеваются сверстники.
  6. Проблема тайм-менеджмента. Расширение круга общения, стремление к самовыражению и самореализации часто приводят к тому, что у подростка не остается времени на подготовку к урокам и выполнение домашних обязанностей. Это влечет за собой снижение школьной успеваемости, конфликты с родителями.
  7. Проблема выбора нравственных ориентиров. Каждый день подросток оказывается в ситуации нравственного выбора. С одной стороны, на него оказывают влияние учителя в школе, с другой – он должен выполнять требования родителей, а с третьей – ему хочется получить одобрение со стороны сверстников. Формирование морально-нравственных ориентиров подростка будет идти правильно, если в своем социальном окружении он найдет положительный пример для подражания.
  8. Проблема сексуальной распущенности. Современные подростки рано приобретают сексуальный опыт. Любопытство и гормональные бури часто становятся причинами нежелательных беременностей и заражения инфекциями, передающимися половым путем.
девушка учит уроки
Отношение к школе у подростков часто бывает негативным ,так как они не умеют совмещать учебу и общение с друзьями

Всегда ли переходный возраст проходит проблемно

Не всегда поведение подростков доставляет неудобства их родителям и окружающим. Если родители будут учитывать возрастные и гендерные особенности ребенка, им удастся минимизировать признаки переходного периода.

Если у подростка в 14 лет сформированы доверительные отношения с родителями, он не боится рассказать им о своих проблемах со сверстниками, бурного протекания психологического кризиса не будет. При этом родители не должны ставить перед собой задачу решить все трудности индивида, которому уже четырнадцать лет. Их миссия состоит в другом: научить отпрыска анализировать ситуацию и выбирать адекватные способы ее преодоления.

дочь и мама
Родители должны стать для подростка заинтересованными друзьями ,а не злыми критиками

Факторы риска

Факторами риска в период пубертата являются:

  • отрицание родителями того, что их ребенок становится взрослым;
  • стремление родителей установить тотальный контроль над тинейджером;
  • гиперопека, стремление родителей оградить детей от всех трудностей и жизненных проблем;
  • отсутствие в семье доверительных отношений между детьми и родителями.
Как Вы считаете, подростковый возраст - всегда проблемный?
Да
33.33%
Нет
66.67%
Проголосовало: 3

Рекомендации родителям по преодолению кризиса

На основе анализа консультаций по вопросам детско-родительских взаимоотношений, психологи разработали универсальные советы для родителей подростков:

  1. У подростка должны быть обязанности. В этом возрасте правильному формированию личности способствует разнонаправленность задач, стоящих перед подрастающим индивидом.

Период перехода от детства к юности будет безболезненным только в том случае, если он не зациклен на учебе. У юношей и девушек должны быть обязанности по дому, хобби, время на общение с друзьями.

  1. Нужно формировать у подростка ответственность. Лучшим средством для развития этой черты характера является умение прогнозировать последствия тех или иных действий. Если ребенок научится содержать в порядке свои вещи, то, став взрослым, он сможет навести порядок в своей жизни.
  2. В семье нужно установить не только правила, но и санкции за их нарушение. Наказание, придуманное спонтанно, не оказывается воспитательного воздействия, а повышенный тон голоса родителей оскорбляет и заставляет проявлять встречную агрессию.

Наказывать физически несовершеннолетнего гражданина нельзя. Взрослый, который поднимает руку, желая продемонстрировать свою силу, низко падает в глазах ребенка. Авторитетом для ребенка такой взрослый никогда не станет.

  1. Нельзя лишать подростка возможности общения с друзьями. Психология подростка отличается от психологии младшего школьника. На этапе пубертата общение становится ведущей деятельностью тинейджеров.
  2. Если в семье оговорены санкции за нарушение правил, ребенок должен знать, что в случае провинности ему не избежать наказания. Если родители обещали наказать ребенка за опоздание с прогулки, но не сделали этого, им нужно быть готовым к тому, что их сын или дочь будут приходить домой все позже.
  3. Требования отца и матери к ребенку должны быть одинаковыми. В противно случае подросток быстро научится манипулировать родителями.
  4. Нельзя игнорировать потребности ребенка в общении с родителями. Если взрослый будет высмеивать интересы и увлечения тинейджера, о доверительных отношениях можно забыть. Доверительный разговор в достижении целей воспитания тинейджера гораздо эффективнее, чем морализаторство, санкции и ограничения.

Во время общения с подростком недопустимо заниматься посторонними делами. Ни что не должно мешать подростку считывать эмоциональное состояние собеседника. Взрослый должен быть с ребенком искренним, родителям не нужно бояться проявлять в диалоге с ребенком негативные эмоции, но делать это нужно культурно.

  1. Примерно в 13 – 14 лет подростки впервые серьезно влюбляются. Как правило, их первые романы длятся недолго, но это не повод осуждать выбор ребенка. В 13 лет простительно совершать ошибки. Первый опыт взаимоотношений с противоположным полом помогает юношам и девушкам понять психологию дружбы и любви. Подростки остро переживают разрыв отношений. Задача родителей – оказать эмоциональную поддержку сыну или дочери, уважительно относясь к их чувствам.

Как общаться с подростком

  1. В общении с подростком нужно быть доброжелательным. Авторитетом у подростков пользуются те взрослые, которые умеют общаться на равных. Тинейджеры не любят слушать нотации и поучительные истории. Предпочтительно так выстроить беседу, чтобы сначала можно было обсудить те вопросы, мнения по которым у сторон совпадают.
девушка не желает слушать
Чтобы подросток прислушался к мнению взрослого, родители в общении с ним должны избегать нравоучительного тона и стремления доминировать
  1. Инициатива в диалоге должна принадлежать взрослому. Но при этом он должен демонстрировать свое умение посмотреть на ситуация с позиции подростка.
  2. Интерес взрослого к общению с подростком должен быть искренним. Чуткие родители замечают малейшие изменения в настроении ребенка и сразу реагируют на это. Их готовность выслушать и помочь настраивает ребенка на искренность. Важно задавать уточняющие вопросы, стимулировать ребенка к подробному изложению. Показать свою заинтересованность можно, если обращаться к подростку по имени.
  3. Если ребенок рассказывает родителям о своих проблемах и неудачах, он ждет от них совета и помощи. Не стоит лишний раз говорить подростку где и в чем он ошибся, это его разозлит. Лучше помочь ему проанализировать собственные действия и выработать конструктивную стратегию выхода из сложившейся ситуации.
  4. Хорошим стимулом для личностного роста у подростков является то, что родители замечают их достижения. Психологи установили, что в период с 12 до 17 лет поощрения – это лучшее средство формирования желаемого поведения. Наказания не дают во время переходного периода ожидаемого эффекта.

Чтобы подросток прислушивался к мнению взрослого, нужно правильно выстраивать взаимодействие с ним.

Таким образом, особенностью подросткового возраста является то, что в этот период онтогенеза происходит активное формирование мировоззрения личности. Подростковый возраст называют переходным, так как именно в возрасте начинается процесс взросления индивида.

Читайте далее:
Психолог Ася Рахович

Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя, гармонизации детско-родительских отношений.

Оцените автора
Психология человека
Добавить комментарий

Adblock
detector