Кто такой индивид: признаки, поведение, отличие от личности

смайлики

В психологии термины личность, индивидуальность и индивид используются для описания особенностей конкретного человека. Они являются синонимичными, но не тождественно равными. Так кто же они: человек, индивидуум, личность?

Кто такой человек – определение

Человек – это биосоциальное существо, проявляющее во взаимодействии с другими свои психологические черты.

Философия, раскрывая сущность понятия «человек», во главу угла ставит сравнение людей и животных. Главным отличие человека от животного философы считают наличие у него сознания и способности подчинить силе воли свои инстинкты.

Биологическую сущность человек получает наследственным путем. Новорожденный малыш обладает этими биологическими свойствами человеческого вида.

Охарактеризовать человека можно в соответствии со следующими научными подходами:

  1. Объективистский подход, характеризующий человека как существо, зависимое от природы.
  2. Субъективистский подход. Представители данной концепции дают краткие определения, в которых акцент делает на том, что индивидом является обладающий свободой представитель человеческого рода.
  3. Синтезный подход. Определение человека представители данного подхода строили на сочетании природных (биологических) и общественных (социальных) характеристик.

Несмотря на очевидные различия зверя и человека, некоторые философы не проводили четкой границы между этими определениями. А вот грань между личностью и человеком проводится всеми исследователями четко: биологическое существо (индивид) способно совершать действия, свойственные человеку, но не способно соотносить свои потребности с потребностями других индивидов. Поэтому определение личности у многих авторов строится именно на тех качествах, которые характеризуют особенности межличностного общения и коллективной деятельности людей.

Кто такой индивид

Понятие «индивид» происходит от латинского слова «individuum», которое переводится как «целостный, неделимый». Это понятие используется для описания социально-психологических особенностей конкретного человека.

Социальный индивид – это человек как представитель общества, определенной социальной группы.

Термин «индивид» используется в разных науках.

  1. В социальной психологии индивид – это базовой определение, вокруг которого строятся концепции и теории межличностного взаимодействия, общения, преодоления конфликтов, социального управления.
  2. В социологии с помощью данного термина изучается общественное мнение, поведение больших групп. При проведении социологических опросов, исследователи с помощью понятия «индивид» составляют типичные характеристики той или иной возрастной группы испытуемых, изучают индивидуальные особенности представителей конкретной профессии или категории населения.
  3. Физиологи пользуются этим термином для изучения процессов, происходящих в конкретном организме. Это понятие позволяет физиологам изучать человеческий организм.
  4. В медицине этот термин используется для выбора тактики лечения того или иного заболевания у конкретного пациента. Возбудители инфекции могут быть одни и те же, а характер течения болезни у двух разных людей будет различным. Поэтому врачи учитывают индивидуальные особенности пациента при назначении тех или иных лекарственных препаратов.
  5. В педагогике этот термин помогает воспитателю или учителю осуществить личностно-ориентированный подход к ребенку. В детском саду педагоги создают развивающую предметную среду, в которой каждый малыш может удовлетворить свои потребности в познании окружающего мира, в занятиях той деятельностью, которая ему по душе. Учитель в школе должен не только предоставить ученикам материал по той или иной дисциплине учебного плана, но и создать условия для творческой самореализации каждого из них.
  6. В географии понятие индивид используется в качестве единицы измерения плотности населения, изучения этнокультурных особенностей того или иного народа.
  7. В истории с помощью термина «индивид» складывается представление о той или иной эпохе, историческом событии. Благодаря этому понятию, историки смогли составить психологические портреты выдающихся деятелей.
  8. В искусстве понятие индивид легло в основу разных направлений. Особенности того или жанра в литературе, музыке, живописи появились не сами собой. Они – результат деятельности смелых индивидов, которые смогли успешно реализовать свой творческий потенциал.

Майерсом-Бриггсом была разработана концепция, в соответствии с которой всех людей можно разделить на следующие типы:

  • сенсорный экстраверт (ярко самовыражается, самоуверенный, социально активный);
  • сенсорный интроверт (дружелюбный, общительный, обаятельный);
  • интуитивный экстраверт (много говорят, но мало делают, живут мечтаниями и рассуждениями о возможностях, любят строить грандиозные планы, но не реализуют их);
  • интуитивный интроверт (принимает решения, основываясь на собственных ощущениях);
  • мыслительный экстраверт (во всем любит четкость, алгоритмы, логику, рациональность);
  • мыслительный интроверт (пассивен в социальном плане, малообщителен, но генерирует гениальные идеи);
  • чувствующий экстраверт (склонен давать советы, критиковать);
  • чувствующий интроверт (склонен к ярким переживаниям и эмоциональным всплескам);
  • решающий экстраверт (импульсивный, сначала говорит, а потом думает);
  • решающий интроверт (спокойный, сдержанный, рассудительный);
  • воспринимающий экстраверт (переполнен жизненной энергией, легкий на подъем);
  • воспринимающий интроверт (творческая личность, которая черпает вдохновение в окружающем мире).

Признаки индивида

В психологии главным отличительным признаком понятия «индивид» является противопоставление характерных социальных черт субъекта общественной жизни инстинктивной модели поведения животных. Если говорить простыми словами, то разница между животным и единичным представителем человеческого рода заключается в способности последнего подстраиваться под специфические условия социального взаимодействия.

Индивидом человек становится в процессе взаимодействия с другими людьми. Признаками индивида являются:

  • сознание;
  • разум;
  • речь;
  • прямохождение.

Развитие индивида

Развитие индивида происходит постоянно. Предпосылками этого процесса являются:

  • количественные и качественные изменения, происходящие в тканях и органах тела в процессе роста и созревания индивида;
  • формирование сознания личности;
  • свойственный человеку познавательный интерес;
  • природное любопытство;
  • общение с другими представителями малой социальной группы в частности и общества в целом;
  • генетическая предрасположенность человека к освоению новых видов деятельности;
  • генетически обусловленная способность человека к подражанию.
Факторы, оказывающие влияние на индивида и группу
Факторы, оказывающие влияние на индивида и группу

Группа и индивид

Так как человек является социальным существом, невозможно представить его полноценную жизнь вне общества. Жизнь в социуме так организована, что каждый индивид является представителем самых разных социальных групп. Наиболее значимыми для индивида являются такие социальные группы, как:

  • семья;
  • группа детского сада;
  • компания сверстников во дворе;
  • школьный класс;
  • студенческая группа;
  • производственный коллектив;
  • клубы и объединения по интересам.

Для того, чтобы комфортно себя чувствовать, индивиду нужно быть принятым в группу. Для этого он должен выполнять правила, установленные в этой группе:

  • признавать авторитет лидера группы;
  • иметь соответствующие внешние атрибуты (конкретный стиль одежды, аксессуары, гаджеты);
  • разделять мнение группы, ее убеждения и ценностные ориентации;
  • отождествлять себя с этой группой.

Являясь членом группы, индивид постоянно находится в ситуации выбора: соглашаться с группой или показывать свое истинное лицо. Если индивид обладает харизмой и лидерскими способностями, он чувствует себя уверенно даже в те моменты, когда его личная позиция не совпадает с мнением большинства членов группы. Он не боится озвучить свое мнение. Так как свои мысли и убеждения он подкрепляет аргументами, члены группы прислушиваются к нему, а иногда даже встают на его сторону, меняя свои взгляды.

Если же индивид обладает низкой самооценкой, он опасается выражать свое несогласие с мнением большинства в группе. Он вынужден кривить душой, носить маску, льстить, желая произвести впечатление на лидера группы. Его поведение будет оставаться неискренним до тех пор, пока человеку выгодно быть членом данной социальной группы.

Влияние группы на индивида можно проследить на примере некоторых профессий:

  1. Продавец. Существуют определенные стандарты обслуживания покупателей, в соответствии с которым продавец должен быть доброжелательным, вежливым, улыбчивым. Этот профессиональный стандарт не позволяет продавцу на работе демонстрировать свое плохое настроение или негативное отношение к неопрятному покупателю.
  2. Учитель. В школьном классе могут оказаться совершенно разные дети. Некоторые из них обладают высокой учебной мотивацией, а другие – низкой. Учитель, как правило, видит детей, которые заинтересованы в получении знаний, но он не может учить только их. В соответствии с должностной инструкцией, педагог должен одинаково относиться ко всем ученикам. Профессиональный стандарт запрещает учителю выделять в классе любимчиков. Личностное отношение учителя к конкретному ребенку не должно накладывать отпечаток на его обучение.
  3. Работник конвейера. Данная процессия не предполагает проявления индивидуальности. Сотрудник фабрики или завода должен выполнять определенные операции в нужной последовательности. Группой для данного сотрудника будет являться производственный цех. Если индивид прекрасно справляется со своими обязанностями, то другие работники конвейера относятся к нему лояльно. Если же он допускает ошибку, его ждут санкции со стороны других работников, ведь его ошибка непременно отразится на их работе.

Группа оказывает влияние на индивида, формируя его систему жизненных ценностей и принципов. Но и индивид оказывает влияние на группу, если обладает достаточным личностным потенциалом. Получается, что не только группа формирует те или иные личностные характеристики своих членов, но и каждый индивид, который является членом группы, оказывает влияние на ее социально-психологические характеристики.

Что такое индивидуальность человека

Индивидуальность – это уникальный набор личностных характеристик человека, который обеспечивает его естественную гармоничность, многогранность. Индивидуальность определяет отношение человека к самому себе, к окружающим людям и вещам, к своей и чужой деятельности.

Социально-психологический парадокс заключается в том каждому человеку хочется быть непохожим на других, самовыражаться в творчестве. Но при этом каждый опасается того, что его самовыражение окружающие не смогут понять и принять. Поэтому люди, как правило, стараются быть как все.

Структуру индивидуальности составляют:

  • тип темперамента;
  • внешний вид человека;
  • стиль общения личности;
  • характер человека;
  • интеллектуальные способности личности;
  • интересы и склонности человека

Индивидуальность человека вырисовывается в процессе его жизни. Эта характеристика личности есть у каждого. Сложно найти двух людей, которые обладали бы одинаковыми личностными характеристиками. Даже у близнецов характеры бывают противоположными, что свидетельствует об уникальности индивидуальности каждого человека.

Индивидуальность человека заметна уже с самого младенчества. Малыши имеют различия во внешности, свойствах темперамента. Даже плач у детей отличается.

Что такое личность человека

Понятие «личность» раскрывает социальную сущность человека. Человек становится личностью в процессе социализации.

Социализация – это приобретение человеком опыта жизни в обществе, которое предполагает усвоение индивидом норм и правил поведения в социуме.

Структура личности

Структуру личности образуют характеристики индивида, приобретенные им в процессе социального взаимодействия. К ним относятся:

  • развитая сила воли;
  • готовность нести ответственность за свои слова и поступки;
  • самостоятельность;
  • самодисциплина;
  • самоорганизованность;
  • высокий уровень самоконтроля:
  • высокий уровень нравственности.

Психологи объединили характеристики личности, составив ее социально-психологическую структуру:

Социально-психологическая структура личности
Социально-психологическая структура личности

Качества личности

Индивид, который является личностью, прошел долгий путь от человека как представителя биологического вида до индивида, наделенного общественными свойствами. Индивида как личность характеризуют такие качества, как:

  • энергичность;
  • неповторимость;
  • креативность;
  • инициативность, предприимчивость;
  • социальная активность;
  • ответственность;
  • высокая мотивация достижения цели;
  • способность контролировать эмоции;
  • независимость от мнения большинства;
  • умение защитить свою индивидуальность.
Задайте вопрос эксперту
Ася Рахович
Ася Рахович
Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.
Задать вопрос

Ключевые свойства личности

Главными свойствами личности являются:

  • уважительное отношение к объектам культуры и искусства;
  • способность к рефлексии и глубокому самоанализу собственного поведения;
  • обучаемость;
  • высокая мотивация, определяющая потребность в производстве материальных благ и социально значимой деятельности.

Развитие личности

По мнению педагогов и психологов, процесс формирования личности начинается, когда ребенку исполняется 3 года. У малыша появляется потребность все делать самостоятельно. Однако в стремлении к самостоятельности он сталкивается с некоторыми трудностями: оказывается, большинство видов деятельности, которые ему так интересны, он еще не может выполнять самостоятельно. Это противоречие между желаниями малыша и его беспомощностью вызывает бурные негативные поведенческие реакции. Ребенок часто капризничает, плачет, отказывается выполнять требования родителей.

Взрослым нужно с пониманием и терпением относиться к ребенку в этот период, так как противоречия являются движущей силой развития. Пройдет несколько месяцев, и малыш найдет правильные способы освоения новых видов деятельности. Это и будет первым его шагом на пути развития личности.

Чтобы индивид стал личностью, нужны специальные условия. Развитие личности происходит, если:

  1. Родители заинтересованы в развитии малыша, поэтому с раннего детства создают дома развивающую среду. Детям необходимо читать сказки, петь колыбельные на ночь, принимать участие в детских играх. Все это формирует у малыша морально-нравственный базис личностного развития.
  2. Ребенок должен посещать дошкольное образовательное учреждение.

Степень успешности личностного развития проявляется в критических ситуациях, когда человек стоит перед морально-нравственным выбором. Человек, который смог стать сильной личностью, способен с достоинством выходить из разных жизненных ситуаций. Духовные ценности он ставит выше материальных. Он способен:

  • ответить отказом на сомнительные предложения товарищей;
  • проявлять силу воли;
  • быть целеустремленным в работе;
  • внимательно относиться к близким.

Нельзя оправдывать противоправные и криминальные действия человека тем, что он не смог социализироваться и проявить себя в социально поощряемых видах деятельности. Совершать преступление или нет – это выбор, на который способен не индивид, а личность. Преступники сделали свой выбор осознанно. Значит, они являются личностями.

Влияние социума на личность

Находясь в обществе, человек испытывает на себе давление окружающих. Социум влияет на формирование системы ценностных ориентаций личности, оказывает влияние на ее поступки.

Поведение индивида регулируется не только его собственными волевыми усилиями, но и общественным мнением.

Человек чувствует себя счастливым только в те моменты, когда он может заниматься тем, что ему действительно нравится, чувствуя при этом понимание и поддержку со стороны близких.

Человек, индивид, личность, индивидуальность: сходства и отличия

Соотношение понятий человек, индивид, индивидуальность, личность можно представить в виде схемы:

Соотношение понятий человек, индивид, индивидуальность, личность
Соотношение понятий человек, индивид, индивидуальность, личность

В видео Вы можете посмотреть урок по обществознанию за 10 класс:

Несмотря на то, что человек, личность, индивид и индивидуальность – понятия синонимичные, но не равнозначные.

ПараметрЧеловекИндивидИндивидуальностьЛичность
ВидБиологическийАнатомо-физиологическийПсихологическийПсихосоциальный
ПризнакиБиологические свойства, прямохождение, носитель генетической информацииСпособность к обучению, речь.Индивидуальный стиль деятельностиНаличие духовных потребностей, системы жизненных ценностей, социальный характер
Особенности проявленияТипичные для всех человеческих особей принципы работы внутренних систем организмаУчаствует в социальных контактах, но не является их субъектом, на него влияет обществоХарактер, внешность, особенности протекания психических процессов, мировоззрениеСоциальные характеристики: индивидуальные особенности общения и деятельности, умение быть толерантным, идти на компромисс, личность – субъект общественной жизни, она влияет на общество и формирует его
Время появленияС рожденияВ процессе усвоения общечеловеческих норм и правилВ результате социализации и трудовой деятельности
Примеры людейДети-маугли, люди с различными патологиями интеллекта или психикиРебенок, который учится в школе, участвует во внеурочной деятельности класса и школыМолодой специалист, устроившийся на работу по специальности

Если попросить современных ученых охарактеризовать человека и его природу, то они, вероятно, перечислят как биологические характеристики индивида, так и социальные. Индивидуальность взглядов ученых проявится в том, каких характеристик они назовут больше.

Таким образом, каждый человек, рождаясь, является индивидом. В процессе взросления он приобретает жизненный опыт, на основе которого формируется индивидуальность. Если человеку удалось развить в себе социально значимые качества, найти свое место в обществе и приносить ему пользу, он становится личностью.

Читайте далее:
Психолог Ася Рахович

Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя, гармонизации детско-родительских отношений.

Оцените автора
Психология человека
Добавить комментарий

Adblock
detector