Что такое человечность

Что такое человечность

О том, что такое человечность, много говорят в школе. Но ведь на школьных сочинениях не заканчивается рассуждение о человечности и ее значимости. Так что же это такое, каково значение этого качества людей в жизни?

Определение

Значение слова человечность можно раскрыть через понятие человеколюбия, под которым понимается стремление личности оказывать положительное влияние на жизнь других людей, проявлять о них заботу. Человечное отношение к окружающим основывается на уважении, умении замечать и ценить достоинства людей. Синонимичными понятиями к данному термину выступают гуманизм и доброта.

Человечность в отношениях к людям рождает позитивное взаимодействие. Индивид с человечной ориентацией пребывает в гармонии с собой и с миром, он получает моральное удовлетворение. Обязательными компонентами такого отношения к людям являются доброта и уважение.

Проявление человечности
Проявление человечности

В философии под человечностью подразумевают гуманное отношение. Философы убеждены, что условием формирования такого человеческого отношения к окружающим являются свобода, счастье и всестороннее развитие индивида.

По мнению педагогов, проявления человечности – это результат воспитания. Проблема человечности часто становится предметом изучения педагогов-практиков, заинтересованных в повышении качества образовательно-воспитательного процесса, так как человечное отношение к людям – это залог успешной социализации индивида.

Понятие человечность связывают с добродетелью и человеческим достоинством. Оно проявляется в непосредственном взаимодействии людей.

Гуманность и человечность

Считается, что такие понятия, как человечность и гуманность, являются синонимами. Однако это не одно и то же.

Человечность – это осознанный компонент морально-нравственного поведения человека. Такое поведение не является врожденным и не формируется само собой. Для его формирования у ребенка необходимы специальные воздействия со стороны взрослого, анализ поступков ребенка.

Гуманность – это всеобъемлющая любовь индивида к обществу, уважение к людям. Гуманистическое поведение проявляют не только отдельные индивиды, а целые государства, оказывая друг другу помощь в трудных ситуациях.

Черты характера, составляющие человечность

Про человечность говорят в том случае, когда в характере индивида отмечаются такие черты, как:

  • желание найти справедливость;
  • уважение к другим, вежливость;
  • гуманность, отказ от жестокости и грубости;
  • честность и искренность;
  • доброта и доброжелательное отношение;
  • отзывчивость;
  • скромность;
  • культурность;
  • способность к эмпатии, проявлению сочувствия;
  • милосердие, готовность прийти на помощь в критической ситуации;
  • самопожертвование, самоотверженность;
  • альтруистичность;
  • бескорыстность;
  • воспитанность, высокий морально-нравственный уровень;
  • толерантность, терпеливость, снисходительность;
  • умение прощать ошибки товарищей;
  • истинный интерес к людям, их проблемам, доверительному общению;
  • открытость;
  • великодушие, благородство.

В чем проявляется человечность

Примеры человечности и ее проявления можно найти в поступках индивида, в его отношении к жизни. Если человек умеет быть человечным, то это качество выражается в следующих моментах:

  • четком осознании собственной миссии в этом мире;
  • отказе от высокомерия;
  • развитой силы воли;
  • готовности жертвовать собственными интересами ради интересов близких или даже целого государства;
  • стремлении человека помочь нуждающимся, поддержать тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации;
  • уважительном общении с разными категориями людей;
Сплоченный коллектив, основанный на принятии друг друга детьми
Сплоченный коллектив, основанный на принятии друг друга детьми
  • способности понять точку зрения человека, принять его таким, какой он есть;
  • понимании слабостей, наклонностей и потребностей того или иного партнера по общению;
  • принятии участия в коллективных видах деятельности с сохранением уважительного общения;
  • высоконравственном отношении к людям и их потребностям;
  • отсутствии эгоистических линий в поведении;
  • умении тактично сделать замечание хаму;
  • заботливом отношении к животным;
  • умении сделать правильный выбор, противостоять соблазнам.

Все проявления гуманности у человека направлены на то, чтобы сделать этот мир лучше. Конечно же, человечный индивид все преобразования глобального масштаба такой человек начинает с себя. Главной тема его жизни заключается в духовной чистоте и постоянном самосовершенствовании.

Как формируется человечность

Закладывать основы гуманности в ребенке нужно с детства. Это главная задача родителей. Азы человечности формируются в семье, когда дети перенимают гуманный опыт старшего поколения. По мнению психологов, сензитивным периодом формирования гуманности в ребенке является возраст 3 лет, когда наиболее ярко проявляется стремление ребенка быть похожим на взрослых, самостоятельно делать что-то, принимать участие во «взрослых» делах, помогая родителям.

Успех воспитательных воздействий во многом определяется тем, являются ли родители и ближайшие родственники семьи гуманными людьми. Ребенок научится по-человечески относиться к окружающим только в том случае ,если будет видеть пример человечности рядом.

Основными методами формирования человечности являются простые бытовые действия. Например:

  • совместное чтение и последующее обсуждение художественных произведений;
  • предъявление к ребенку разумных требований со стороны взрослых, аргументированные ограничения свободы действий;
  • воспитательные беседы, анализ каждого проступка;
  • похвала за позитивные поступки;
  • взаимопомощь и взаимовыручка;
  • формирование стремления помогать старикам;
  • привлечение детей к семейным делам, бытовым обязанностям;
  • сохранение семейных традиций.

Однако не только семья влияет на развитие гуманного отношения к окружающей действительности у ребенка. В семье закладываются только основы такого мировоззрения. Затем на этом базисе педагоги в школе формируют человечность у детей, изучая темы и разделы разных дисциплин, анализируя примеры из жизни. Кроме того, морально-нравственный компонент в структуре личности развивается через систему внеклассных и общешкольных воспитательных мероприятий, которую реализуют классные руководители и педагоги-организаторы в течение учебного года.

Анализ литературных произведений и написание сочинений-рассуждений школьников формирует у них умения анализировать поступки героев, формировать собственное мнение относительно добра и зла. На уроках литературы, обществознания, истории школьники учатся разбираться в людях. У них формируются социально одобряемые личностные качества. Воспитательная работа, реализуемая в школе, направлена на формирование такого выпускника образовательного учреждения, который сможет сформировать вокруг себя психологически здоровое окружение и выбрать правильный жизненный путь.

Откуда берутся бесчеловечные люди

Примеры человечности в повседневной жизни были бы не так заметны, если бы абсолютно все члены общества проявляли гуманное отношение друг к другу. Но репортажи в СМИ и то, что можно увидеть на улице, убеждают в том, что рядом с человеколюбием уживается и бесчеловечность.

Откуда берутся бесчеловечные люди? Ответ прост: из неблагополучных семей, где родители не уделяют должного внимания формированию достойных граждан.

Бесчеловечные люди появляются, если:

  • в детстве к ним применяют жестокие методы воспитания;
  • дети становятся свидетелями родительских скандалов;
  • ребенок наблюдает неуважительное отношение родителей друг к другу;
  • с ними грубо обращаются сверстники, такие дети терпят унижения с их стороны;
  • среди товарищей они являются изгоями;
  • в детстве у ребенка была травмирующая ситуация, после которой ему не была оказана психологическая поддержка и помощь.

Бесчеловечные люди ведут себя преступным образом. Они ввязываются в драки, оскорбляют других, могут даже совершить убийство. Привычными для них занятиями являются варварство, вандализм, экстремизм. Они так себя ведут, потому что чувствуют мнимую враждебность окружающего мира. Так происходит ,потому что в детстве у них не сформировалось уверенность в безопасности и защите. Именно поэтому недолюбленный родителями человек, у которого было тяжелое детство, проявляет агрессию по отношению к тем, кто слабее него. Демонстрируя силу, он стремится защитить самого себя.

Антигуманное отношение может быть направлено на окружающих, животных, культурные  или природные объекты. Люди, лишенные человеколюбия, самоутверждаются за счет других и компенсируют те страдания, которые перенесли в детстве. Структуру личности бесчеловечных людей составляют такие черты, как:

  • равнодушие к проблемам других людей;
  • низкий уровень культуры;
  • аморальное поведение;
  • озлобленность;
  • жадность;
  • корыстность;
  • злорадство;
  • зависть;
  • бессовестность;
  • склонность к предательству;
  • отсутствие сострадания;
  • мстительность;
  • беспощадность, жестокость;
  • хладнокровность;
  • эмоциональная черствость;
  • агрессивность;
  • эгоистичность.

В асоциальных и неблагополучных семьях дети не видят образцов гуманности и человечности, морально-нравственные основы личности не формируются. В такой ситуации воспитательная работа школы или любого другого образовательного учреждения оказывается неэффективной, так как подросток, который не испытал нежности, ласки, любви и заботы, не научится их проявлять.

Равнодушие как форма бесчеловечности

Равнодушие как форма бесчеловечности
Равнодушие как форма бесчеловечности

Ошибочно полагать, что эмоционально холодный человек, которого не трогают чужие беды и несчастья, является гуманным. Кончено, не вежливо лезть в чужую жизнь и разбрасывать советы направо и налево, когда о них не просят. Но и отсутствие стремления облегчить страдания несчастного, разделить его боль – это тоже не пример человечности.

Человечность и социальная пассивность несовместимы. Если человек не интересуется тем, что происходит вокруг, отдаляется от коллектива, предпочитает одиночество живому общению, то у него не остается возможностей проявить человечность. А это социальное качество необходимо постоянно тренировать. В отсутствии практики они гаснет, а человек черствеет. Он уже не способен искренне любить, дружить и совершать возвышенные поступки.

Равнодушие опустошает индивида, обесценивает его жизнь. Пустота в душе требует заполнения, поэтому человек ищет хоть какие-то варианты заполнения этой пустоты. У него повышается риск совершения асоциальных поступков, ведь такой индивид не склонен испытывать угрызения совести, стыд и чувство вины.

Согласно религиозным воззрениям, равнодушие – это грех. Как показывает практика, самые страшные преступления совершаются с молчаливого согласия на эти действия со стороны равнодушных личностей.

Преимущества человечности

Каждый человек, достигнув сознательного возраста, имеет возможность выбирать, как ему поступать. Очевидными преимуществами человечности являются:

  • обретение душевного спокойствия и позитивного самовосприятия;
  • осознание собственной силы, гордость своими достижениями;
  • нахождение своего места в жизни, в коллективе;
  • радость от того, что можно быть полезным для кого-то;
  • развитие силы воли, толерантности;
  • возможность получить признание среди членов коллектива;
  • сохранение доброжелательных отношений с начальством и коллегами;
  • обретение гармоничных отношений в семье;
  • любовь и понимание со стороны окружающих.
Задайте вопрос эксперту
Ася Рахович
Ася Рахович
Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.
Задать вопрос

Проблемы человечности

Человечность является социальным феноменом. Социологами выделены основные проблемы человечности:

  1. природа человечности до конца не изучена. Как показывает практика, сформировать это качество личности можно не у всех людей. На основании этого ученые высказывают предположение о биологической природе человечности. Если это качество является врожденным, стоит ли прилагать усилия для его искусственного воссоздания?
  2. В условиях реальной жизни данная личностная черта не всегда проявляется закономерно и последовательно. Это связано с тем, что даже душевным людям свойственно ожидать благодарности и одобрения своим действиям. Но получить их не всегда получается. Человек, который нуждается в помощи и заботе, порой не имеет личностного ресурса для того, чтобы благодарить. Не принимая это в учет, человек, совершивший добро, разочаровывается в нем. Вероятно ,в следующий раз, стоят перед нравственным выбором, он откажется от проявления гуманизма.
  3. В современном мире существует множество синонимичных понятий. Так, термины «доброта», «гуманизм», «гуманность», «милосердие», «человечность» близки по значению. Но в то же время их содержание различно. Каждое из этих понятий имеет свои нюансы. В результате этого индивидуальные представления родителей и педагогов о том, что же все-таки стоит понимать под человеколюбием, сильно разнятся. Это приводит к тому, что усилия агентов социализации не имеют четко заданного определенного направления. Все стараются сформировать достойного гражданина, не имея при этом однозначного четкого образца желаемого результата.
  4. На сегодняшний день нет валидного психолого-педагогического инструментария, который позволил бы получить достоверную информацию об уровне человечности того или иного испытуемого. Есть методики, направленные на изучение степени выраженности того или иного компонента человечности (уровня воспитанности, например). Но на основании результатов данных методик не представляется возможным составить четкое представление о том, каким уровнем человечности обладает тот или иной испытуемый.
  5. Некоторые люди приравнивают человеколюбие и доброжелательность к душевной слабости. Они полагают, что в условиях современного мира быть человечным невыгодно. Проявляя гуманное отношение к окружающим, человек рискует собственной безопасностью, своим богатством. В общественном сознании прочно укоренился стереотип о том, что, проявляя гуманное отношение к окружающим, человек рискует собственной безопасностью. Если у родителей такое отношение к человечности, будут ли они сознательно тренировать данное качество у своих детей?
  6. Задача сохранения личных границ и границ другого человека становится актуальной проблемой проявления человечности. В жизни часто происходят такие ситуации, когда воспитанные люди предпочитают не вмешиваться в ту или иную ситуацию, требующую нравственного выбора, так как опасаются показаться навязчивыми, излишне любопытными. Однако, если задуматься, риск показаться слишком навязчивым должен пугать меньше, чем возможность прослыть равнодушным.
Сложный путь саморазвития
Сложный путь саморазвития

Как развить в себе человечность

Выше было сказано о том, что большую роль в развитии человеколюбия у индивида играет его семья. Но это не означает, что человек из неблагополучной семьи не сможет сознательно сформировать у себя возвышенное отношение к окружающим.

Чтобы развить в себе человечность, нужно:

  1. Найти в ближайшем или отдаленном социальном окружении человека, который мог бы считаться образцом милосердия. Чтобы организовать собственную жизнь в соответствии с принципами человеколюбия, нужно окружить себя доброжелательными людьми.
  2. Развитию человечности способствует участие в волонтерском движении. Бескорыстная помощь нуждающимся пробуждает в глубине души индивида истинную любовь к людям, бережное отношение к их чувствам.
  3. В общении с друзьями важно учиться слушать, а не говорить. Часто именно с искренней помощи друзьям начинается путь человека к Богу.
  4. Человеку, который решил благородно относиться к окружающим, безвозмездно помогать нуждающимся, нужно выработать правильное отношение к благодарности. Кончено, каждому приятно получить благодарность за добрый поступок, но это не должно быть самоцелью. Не стоит делать поспешные выводы о человеке ,если он не поблагодарил своего спасителя.
  5. Важно научиться прощать людей, которые однажды причинили боль и отпускать обиды. Злопамятность и обидчивость – это те черты характера, которые необходимо корректировать. Причиной их появления являются непроработанные негативные эмоции. Если не получается отпустить разрушающие чувства самостоятельно, нужно обратиться за помощью к психологу.
  6. Человеколюбие складывается из таких компонентов, как интеллигентность, доброта и любовь. Это означает ,что гуманному отношению к людям нужно учиться, читая книги по философии ,педагогике, психологии. Также необходимо по-доброму смотреть на мир, научиться замечать в людях хорошее, а не зацикливаться на плохом. Чтобы полюбить мир и людей в нем, нужно полюбить самого себя. Это связано с самопринятием. Квалифицированный психолог поможет сделать это.
  7. Только критичное отношение к собственным поступкам поможет человеку научиться отличать добро от зла. Конечно, одного намерения стать человечным не достаточно для того, чтобы коренным образом поменять свою жизнь. Трансформация личности – долгий процесс. Облегчить переход от привычной модели поведения к человеколюбию может ведение дневника. В нем стоит подробно описывать и анализировать ситуации нравственного выбора и собственное поведение в них.

Примеры человечности из жизни

Примерами человечности в жизни могут служить:

  • героические поступки пограничников;
  • деятельность благотворительных фондов;
  • самоотверженная борьба врачей за жизнь человека;
  • волонтерская помощь школьников старикам;
  • донорство;
  • искреннее желание принимать участие в жизни близких, спрашивая у них: «Что случилось? Может, нужна помощь?»

    Волонтерская деятельность
    Волонтерская деятельность

Пример человечности в литературе

Яркие примеры человечности в литературных произведениях – это:

  • легенда о Данко (юноша пожертвовал своей жизнью, вырвав из груди сердце, чтобы освещать путь людям);
  • «Война и мир», где Наташа Ростова оказывала помощь раненым бойцам;
  • в рассказе «Горе от ума» Чацкий активно боролся против крепостничества;
  • дед Мазай, который спасал зайцев от гибели.

Крылатые выражения о человечности

Народная мудрость передается из поколения в поколение с помощью крылатых фраз, которые учат человеколюбию:

  • «Делай добро для других, а не для себя»;
  • «Невозможно стать святым, если нет желания быть человечным»;
  • «Чтобы принести пользу миру, нужно облегчить страдания ближнего»;

«Может ли человек называться человеком, если его не волнует чужое горе?»

Таким образом, в человечности отражается внутреннее богатство личности. Данную черту характера по праву можно считать главным богатством человека.

Читайте далее:
Психолог Ася Рахович

Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя, гармонизации детско-родительских отношений.

Оцените автора
Психология человека
Добавить комментарий

  1. Дмитрий Домбровский

    Для меня человечность — это не форма этикета, а проявление некого рода эмпатии к окружающим людям. Согласен с автором, что это качество формируется с раннего детства. с 3 лет ребенок уже может проявлять навыки к социальным контактам и видеть, что испытывают другие. При правильном воспитании с ранних лет можно сформировать человека с хорошими человеческими ценностями во взрослой жизни.

    Ответить
  2. Антон Алексеевич

    Не согласен с тем, что человечность и понимание своего бытия на земле как-то связанны между собой. Как по мне, человечность — это качество в людях, а не их предназначение. Я могу назвать человечными тех, кто хорошо относится к людям, которым тяжело, которые нуждаются в помощи, которых все отталкивают, от которых все отходят. Относиться к другому, как относишься к себе — вот, что значит человечность.

    Ответить
Adblock
detector